Презентация к докладу по физике Методические особенности решения задач по тексту физического содержания в ГИА по физике


Методические особенности решения задач по тексту физического содержания в ГИА по физике Ерещенко Галина Евгеньевнаучитель физикиМБОУ СОШ№19 с.Ольгинка МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.» Клод Леви-Стросс МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Компетентностный подход в образовании. Этот подход в образовании рассматривается в настоящее время как способ построения новой образовательной парадигмы. Наиболее полно он нашёл отражение в разработках, посвящённых высшему профессиональному образованию – стандарты третьего поколения для высшей школы сформулированы в терминах компетенций. Именно в этой сфере страны, стремящиеся построить систему высшего образования по Болонскому типу, рассматривают компетентности как основные критерии подготовленности будущего специалиста к современным быстро изменяющимся условиям труда Эффективность обучения в этом случае определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении постоянно возникающих проблем.Ключевые компетентности, которые являлись бы приоритетными для российского школьного образования и которые могли бы стать ориентиром в изменении содержания и методики преподавания отдельных предметов, пока не сформулированы. МОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Естественно-научная грамотность в рамках международного исследования PISA характеризуется четырьмя составляющими: – контекст (личностный, социальный, глобальный), т.е. те жизненные ситуации, которые можно рассматривать с точки зрения науки;– знаниевый компонент, в который входят знания об окружающем мире и знания о естественных науках;– компетентностный компонент, под которым понимают умения применять имеющиеся научные знания к жизненным ситуациям;– эффективный компонент, который оценивает интерес и любознательность к естественным наукам. МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Умения, которые проверяются в заданиях международного исследования: МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна – распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами;– выделять информацию (объекты, факты, экспериментальные данные и др.), необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования;– делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учётом предложенной ситуации;– демонстрировать коммуникативные умения: аргументированно, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства и др.;– демонстрировать знание и понимание естест­венно-научных понятий. Видно, что лишь одно из умений – последнее – проверяет «знаниевую компоненту». Остальные же относятся к тем умениям, которые у нас называют обычно исследовательскими или методологическими. Таким образом, проверка естественнонаучной грамотности направлена в первую очередь на оценку двух основных составляющих:– исследовательских умений, т.е. тех умений, которые отражают понимание учащимися способов функционирования науки и её роли в современном мире;– естественно-научных знаний, но здесь в силу обязательного использования «жизненного» контекста упор делается не на традиционные учебные алгоритмы действий, а на свободное использование минимальных знаний в максимально различных ситуациях, т.е. на свободное оперирование полученными знаниями в новых ситуациях. МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Естественно-научная грамотность проверяется в ряде задач, входящих в итоговую аттестацию Задания с недостающими данными Задания на понимание отдельных элементов научного исследованияЗадания на оптимальный поиск информации МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Задания на основе текстов физического содержания, это задачи встретились впервые на ГИА 2012 МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Содержание текстов конструируется на материале, выходящем за рамки программы средней школы по физике. Основная цель – понимание информации физического содержания и применение вновь полученной информации с учётом имеющегося запаса знаний. Используются тексты объёмом не менее 200 слов. В тексте должны содержаться один-два неизвестных учащимся термина, значение которых имеется в тексте в неявном виде. По возможности рекомендуется использовать различные способы представления информации – графики, таблицы, диаграммы. По каждому тексту предлагается не менее трёх заданий разного уровня сложности (базового и повышенного). Метод подготовки учащихся к задачам нового типа на основе текстов Сложность такого рода задач сводится к психологическому страху у ученика при виде большого текста, но ничего сложного для решения не требуется; умение работать с текстом, апеллировать физическими терминами, хорошо знать формулы, понятия и физические явления, правильно и грамотно аргументировать свои мысли. Но ученик теряется при длительном чтении, отключается внимание от восприятия задачи и это приводит в лучшем случае к потере времени при решении, а в худшем потеря баллов на этой и последующих задачах. Так как эти задачи необходимы, то наша задача подготовить учащихся к задачам на основе текстов. МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Методика решения задач нового типа: МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна 1. Вдумчиво и внимательно прочесть каждый абзац и подчеркнуть главную мысль в нем. Если сложно выделить главную мысль, то подчеркнуть подлежащие, сказуемые и физические термины, встреченные в тексте.2.Просмотреть проработанный текс и провести анализ, используя прежде всего общие закономерности, известные учащимся по данной теме3. Прочесть первый вопрос к тексту, в вопросе подчеркнуть подлежащее, сказуемое и физический термин.4. Найти в тексте тот абзац, в котором встретились слова из вопроса.5. Вдумчиво прочесть еще раз необходимый абзац и дать ответ. Зачастую необходимо подумать об описанном процессе и логически сопоставить со своими знаниями для получения ответа или вспомнить формулы из данного раздела физики и поросчитать.6. Перейти к следующему вопросу. МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Научить решать такие задачи необходимо уже с 7 класса. Самое главное – научить ребенка самостоятельно извлекать необходимую информацию, т.е. научить учиться. В 7 классе при первом знакомстве с книгой нужно обратить внимание на материал для дополнительного чтения. Во время урока, при изучении нового материала обращать внимание на самостоятельное чтение некоторых абзацев из учебника и выделения главной мысли, заключенной в нем. На уроке выписывать из этого куска подлежащие, сказуемые и физические термины, встреченные в тексте. При выдаче домашнего задания дополнительно к параграфу дать раздел из дополнительного чтения, указав, что вас будет интересовать главная мысль из него и новые термины. Это задание выполняется в тетради, т.е. выписывают главные мысли и термины. На следующим уроке во время проверки домашнего задания учитель заслушивает, выписанные учениками термины и главные мысли текста. После чего задает несколько заранее подготовленных вопросов Пример: отрывка из урока в 7 классе по теме: «Вес тела, единицы силы, связь между силой тяжести и массой тела» МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна После объяснения нового материала: Обратимся к книге: Посмотрите на стр 62: один из учеников читает в слух параграф 27, а остальные учащиеся с помощью карандаша помечают подлежащие, сказуемое и физические термины.Текст из учебника:Вам уже известно, что сила-это физическая величина. Она кроме числового значения (модуля) имеет направление, т.е. это векторная величина.Силу, как и любую физическую величину, можно измерить, т. е. сравнить с силой, принятой за единицу.Единицы физических величин всегда выбирают условно. Так, за единицу силы можно было принять любую силу. Например, можно выбрать в качестве единицы силы силу упругости какой –либо пружины, растянутой до определенной длины. За единицу силы можно принять и силу тяжести, действующую на какое-нибудь тело. МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Выпишем получившиеся слова из текста: Сила-физическая величина. Она имеет направление, т. е. векторная величина.За единицу силы можно принять любую силу. Силу можно измерить, сравнить с силой. Выбрать за единицы силы силу упругости или силу тяжести. Посмотрите, у вас получился связный текст, указывающий главную мысль. Ответьте на вопрос: «Когда мы говорим СИЛА что мы должны учитывать и почему?» «Что можно взять за единицу измерения силы тяжести?»После этого возвращаемся к презентации и объяснению нового материала на уроке. МОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна Примеры вопросы к материалу для дополнительного чтения: Что такое состояние НЕВЕСОМОСТИ?Где невесомость может наблюдаться?Выберите правильный ответ: На земле состояние невесомости можно наблюдать при А Прыжок с парашютом.Б Прыжок с трамплина лыжникаВ Человек в лифте едет вниз.Д Полет на самолете.4. Как в космосе космонавты пьют воду? Почему именно так? МОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна МОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна