«Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л.Пастернака


Урок литературы в 11 классе. «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». ***Во всём мне хочется дойтиДо самой сути, В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.До сущности протекших дней,О их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.Всё время схватывается нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья… Пастернак- присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья. Андрей Вознесенский. Зимняя ночь Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе.Свеча горела.Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме. Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столе,Свеча горела.На озарённый потолокЛожились тени,Скрещенье рук, скрещенье ног.Судьбы скрещенье.И падали два башмачкаСо стуком на пол.И воск слезами с ночникаНа платье капал.И всё терялось в снежной мгле.Седой и белой.Свеча горела на столе,Свеча горела.На свечку дуло из угла,И жар соблазнаВздымал, как ангел, два крылаКрестообразно.Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,Свеча горела. ЛараГишар свеча ЮрийЖиваго Стихотворение «Гамлет» Гул затих. Я выщел на подмостки.Прислоняясь к дверному косяку,Я ловлю в далёком отголоске,Что случится на моём веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу мимо пронеси.Я люблю твой замысел упрямый\и играть согласен эту роль.Но сейчас идёт другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, всё тонет в фарисействе.Жизнь прожить – не поле перейти. 1. Члены религиозно-политической секты, представляющие интересы зажиточных слоёв городского населения, отличающиеся фанатизмом и лицемерным исполнением благочестивых правил.2. В настоящее время – имя нарицательное для лицемеров и ханжей. (Энциклопедия русского языка. Словарь иностранных слов. – М.- Мир книги –с.381-382) Фарисеи (др.-евр.)- Стихотворение «Чудо» Он шёл из Вифании в Ерусалим,Заранее грустью предчувствий томим.Колючий кустарник на круче был выжжен,Над хижиной ближней не двигался дым,Был воздух горяч, и камыш неподвижен,И Мёртвого моря покой недвижим.И в горечи, спорившей с горечью моря.Он шёл с небольшою толпой облаковПо пыльной дороге на чьё-то подворье,Шёл в город на сборище учеников.И так углубился Он в мысли Свои,Что поле в уныньи запахло полынью.Всё стихло. Один Он стоял посредине,А местность лежала пластом в забытьи.Всё перемешалось: теплынь и пустыня,И ящерицы, и ключи, и ручьи.Смоковница высилась невдалеке,Совсем без плодов, только ветки да листья.И Он сказал: «Для какой ты корысти?Какая Мне радость в твоём столбняке?Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,И встреча с тобой безотрадней гранита.О, как ты обидна и недаровита!Останься такой до скончания лет».По дереву дрожь осужденья прошла,Как молнии искра по громоотводу.Смоковницу испепелило до тла.Найдись в это время минута свободыУ листьев, ветвей, и корней, и ствола,Успели б вмешаться законы природы.Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.Когда мы в смятеньи, тогда средь разбродаОно настигает мгновенно, врасплох. Притча «Засохшая смоковница». Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал сильный голод. При дороге он увидел смоковницу. Он подошёл к ней, но, кроме листьев, ничего на дереве не нашёл. Тогда Иисус сказал дереву: -Пусть же на тебе никогда больше не будет плодов!Дерево сразу же засохло. Когда ученики это увидели, то удивились:-Как это дерево могло так быстро засохнуть?Иисус ответил:-Говорю вам истину: если вы будете без сомнения верить, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, вы даже сможете сказать этой горе: «Пойди и бросься в море»,и она вам подчинится. Если вы верите, то всё, о чём бы вы ни попросили в молитве, получите. ( Слово жизнь/Новый Завет в современном переводе. -М. «Протестант». -1992. –с.30.) В нагорной проповеди. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставит её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми , чтобы они видели ваши добрые дела представляли Отца вашего небесного». Мы ограничились анализом трёх стихотворений, но даже это служит ярким примером и доказательством того, насколько тесно взаимодействуют в романе Пастернака поэзия и проза. «Доктор Живаго» -произведение уникальное во всех отношениях:Философском, поэтико-жанровом , в плане преемственности и в плане новаторства. Поэтическое слово героя в романе – не предметизображения, а полноправное, живое изображающее слово, дополняющее и углубляющее слово прозаическое , авторское. Органическое единство прозаической и поэтических частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный приём , но, прежде всего как символ истинного искусства– искусства , которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображённой им жизнью. Итог урока *** Во всём мне хочется дойтиДо самой сути,В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.До сущности протекших в ней,До их причины,До оснований, до корней,До середины……