Презентация к уроку литературы в 10 классе Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Адресаты любовной лирики Лермонтова.
Я не могу любовь определить,Но это страсть сильнейшая! – любитьНеобходимость мне; и я любилВсем напряжением душевных сил
Страница первая.Вступление.
Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
Страница вторая.«Мои обманчивые сны…»
Сушкова Екатерина Александровна (1812-1868) Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А.М.Верещагиной.Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова.С её именем связан цикл стихов1830, посвящённый преимуществено неразделённой любви.
Сушковский цикл(1830-1831) Лирический дневник юноши Лермонтова: зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви. Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть. Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:«К Сушковой»;«Благодарю!»;«Зови надежду сновиденьем»;«Нищий»;«Стансы»;«Ночь»;«У ног других не забывал»;«Я не люблю тебя, страстей…»
Страница третья.«Такой любви нельзя не верить…»
Иванова Наталья Фёдоровна(1813-1875) Знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения. Дочь драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве в 1830 г. Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.
Ивановский циклБольшой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов. Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной. Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой: «Н.Ф.И…вой»; «Романс к И…»; «К***»(«Всевышний…»); «К Н.И…….»; «Я не унижусь…»
Страница четвертая.«Люблю, люблю одну!»
Варвара Александровна Лопухина(1815-1851)Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году. «Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»
Стихотворения, посвящённые Лопухиной: «К Л.-»(«У ног других не забывал…»; «К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»; «К*»(«Оставь напрасные заботы..»; «Она не гордой красотою…»; «Слова разлуки повторяя…».
Щербатова Мария Алексеевна(1820-1879)Княгиня; в первом браке за князем М.А.Щербатовым, во втором - за И.С. Лутковским. Лермонтов был увлечён её в 1839-40. Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым. Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у неё «Демона» она сказала поэту: « Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака.» По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.». Стихотворения, посвящённые М.А.Щербатовой: «Молитва» («В минуту жизни трудную»); «М.А.Щербатовой»; «Отчего»
Анна Григорьевна Философова(1815-1892)Двоюродная сестра М.М.Лермонтовой (матери М.Ю.Лермонтова), жена генерала А.И.Философова.Анна Григорьевна – предмет «второй» любви поэта. С её именем связывают стихотворения: «К гению»;«К…»(«Не привлекай меня красой…»);«Дереву».
Евдокия Петровна Ростопчина(1811/12-1858)Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».
Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день». Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.
Любовь и уважение к женщине - другу, товарищу, который никогда не подведет, на которого в любую минуту можно положиться, довериться, который всегда поможет, посоветует, подскажет верное решение. М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину - В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.
Конец