Презентация Развитие литературных творческих способностей на примере урока А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане (4 класс)
Развитие литературных творческих способностей на примере урока чтения в 4 классе «А.С.Пушкин.Сказка о царе Салтане…» Учитель начальных классов ДОШ № 90МорозЕлена Николаевна Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и вызвать у детей желание узнать что-то новое. Приемы: небольшие стихотворения, четверостишия, к которым можно добавить слово, закончить мысль. Например,Прозвенел уже …(звонок ),Начинаем мы …(урок).Будем хорошо …(читать),Чтобы многое …(узнать).Книга – лучший друг …(детей),С ней живется …(веселей). Такой прием и организовывает учащихся и с первых минут активизирует их мыслительную деятельность. «Представьте, дети, что вы… Н – р, …оказались в осеннем лесу. Сядьте удобно, закройте глаза (звучит музыка, текст). Этот прием развивает воображение и фантазию. Хорошее начало урока – это эмоциональное вхождение в урок, психологическая установка. Актуализация на уроке означает психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, проявление интереса к уроку. Мотивация учебной деятельности Motive – есть ничто иное как побуждение... Т.е. мотивация – это такое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Благословен и день, и час,Когда с теплом родного кроваВпервые к каждому из насПриходит пушкинское слово. Г. Гоц Ш.А. Амонашвили, известный педагог, основатель и идейный вдохновитель международного движения гуманной педагогики считает, что«Урок должен иметь красивую, образно-выраженную тему. Потому что образы зарождают интерес. А строить урок нужно так, как будто это спектакль”. Ш. А. Амонашвили «Незаходящее солнце русской поэзии» - АлександрСергеевичПушкин. «Сказка о царе Салтане»1799-1837 Интерактивное упражнение «Микрофон» - А что вы знаете об А.С. Пушкине? предложить ответить тому, кто получает «микрофон». Ответы: великий русский поэт писал стихотворения, сказки, поэмы в детстве А.С. Пушкина воспитывала няня Арина Радионовна его жену звали Наталья Гончарова у поэта было четверо детей дрался на дуэле с бароном Дантесом, который настойчиво ухаживал за женой поэта.. 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. 1800-1802 Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. Ганнибал Мария Алексеевна Яковлева Арина Родионовна Настоящим кладом была для поэта каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах). Александр Сергеевич никогда не писал специально для детей, но все его сказки вошли в круг детского чтения. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди Первичное восприятие материалаОт первой встречи учащихся с учебным материалом зависит очень многое. Иногда на этом этапе материал может привлечь внимание детей и вызвать стремление раскрывать его все больше и больше, а иногда он может точно так же сразу оттолкнуть. Первые встречи иногда бывают решающими. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. Игра-драматизация «Три девицы» Цель игры: воспроизвести прочитанное, услышанное в лицах, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест, позу, движение, действие. Девочкам-участницам для создания образов были предложены русские кокошники, мальчику-«царю» – корона. Драматизация отрывка была успешной, т.к. каждый участник старался войти в роль. Словарная работа Чародей – колдун, волшебникГорькая – здесь: несчастнаяСнурок – шнурокЗыбь – легкая рябь на водеКлёв – клювГрад – городБрег – берег Физкульминутки – драматизации с использованием элементов «живых картин»«Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей….После первой части все дети изображают как «в синем море волны хлещут».После второй части – мальчики встают, изображают, как царевич натягивает лук, как прицеливается, выпускает стрелу.После третьей части, в которой Лебедь признается «ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил», девочки изображают летящую царевну Лебедь. Для лучшего осмысления и закрепления материала использовался игровой прием «Ларец знаний». Описание игры: в ларце находятся вопросы по содержанию прочитанного. Учащимся предлагается достать любой листочек с вопросом, прочитать вопрос и ответить на него. - Какая беда случилась с царицей и ее сыном?- Кто оклеветал царицу перед царём Салтаном?- Что решились сделать завистливые люди?- Как освободились из бочки царица с царевичем?- Что увидел царевич на море?- Кто напал на лебедь?- Что сделал царевич?- Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?- Как царь Салтан узнал о царстве Гвидона?- О каких трех чудесах поведали Салтану купцы?- Чем заканчивается сказка? Закрепление и осмысление знанийНа этом этапе урока, работая с текстом произведения, я ставила для себя цель не только развивать правильность, выразительность, осознанность чтения учащихся, но и помочь им разобраться в поступках героев, понять, что есть добро и зло, получить нравственный урок.Ведь каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребёнком во время чтения, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Главные герои сказки Царь СалтанЦарицаКнязь ГвидонЦаревна ЛебедьТкачихаПоварихаСватья баба Бабариха Сказка, мудрости, - это, народной, сокровищница. Работа в группах. Упражнение «Восстанови пословицу» Смекай, кашу, а сказку, умом-разумом, кушай, да на ус мотай, слушай: Присказке, слушай, а, сказку, к, прислушивайся. Урок, - ложь, да в ней, сказка, молодцам, намек, добрым. Пословицы Сказка – это сокровищница народной мудрости.Кашку кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай.Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Выборочное чтениеРассмотрите иллюстрации. Найдите и прочитайте в тексте отрывки, которые подходят к этим иллюстрациям.Упражнение «Словесное иллюстрирование»Многие произведения Пушкина экранизированы. По сказке о царе Салтане создан мультфильм. А русский композитор Николай Андреевич Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта написал оперу «Сказка о царе Салтане», художники, вдохновленные поэтическим талантом великого поэта пишут иллюстрации к сказкам, создают картины.- А какой отрывок из сказки вы бы хотели проиллюстрировать? Расскажите. Итог урокаПоследние минуты – это самые трудные минуты урока. Они играют очень важную роль в сознании (и в подсознании) детей. Ведь всегда запоминается последнее. Ученики запоминают лучше в последние минуты урока! И, если именно в эти минуты найти такие слова, которые дотронутся до души ребенка, помогут им подытожить все проделанное на уроке, осознать важность материала, то ученик выйдет с урока Победителем! Победителем … самого себя. Прием «Прослушивание стихотворения, озвученного актером» …Огонь опять горит — то яркий свет лиет, То тлеет медленно — а я пред ним читаю, Иль думы долгие в душе моей питаю. И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем И пробуждается поэзия во мне… Читайте Пушкина, учите Пушкина, и, главное, – любите Пушкина! Ш.А. Амонашвили, размышляя о правилах общения с детьми рекомендует: «Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией»…