Мастер-класс Окошко в мир, или Формирование читательской компетентности через приёмы продуктивного чтения


Черепова Ольга Андреевна,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. ТенищеваМАСТЕР-КЛАСС В.А. Сухомлинский: «Школа - это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения»Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!Н.А. Заболоцкий Наше слово, обращённое к детям, не остаётся незамеченным, брошенным в пустоту: оно растворяется в их сознании, образуя новые смыслы, как новые круги на воде. Литература + Человек = Духовность Формирование читательской компетентности через использование инновационных технологий
приёмы интенсивного обучения литературеФормирование читательской компетентностиприёмы организации смыслового чтенияТехнология смыслового чтенияII этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтенияI этап. Работа с текстом до чтения Значение слова – смысл слова Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью.«Если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».Л. С. Выготский 
Виктория Самойловна Токарева ( 1937 г.)Повесть «Талисман», 1982 г. Приём «Концепт»Смысловое поле слова «талисман»Ассоциации: оберег амулет суеверие защита кулон игрушка покровительство Эпитеты: ценный дорогой волшебный счастливый таинственныйприносящий удачуталисман

Приём «Прогнозирование»Какой сюжет подсказывает вам название повести? Повесть В.С.Токаревой «Талисман» Приём «ДЕБАТЫ»УТВЕРЖДЕНИЕ:Мама одобрит «талисманство» сынаАРГУМЕНТЫ «ЗА!»АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ!» Приём «Экранное чтение»— Знаешь, в чем твоя ошибка? — спросила мама.— В том, что ты живешь не своей жизнью. Ты ведь не талисман... … А живешь, как талисман. Значит, ты живешь не своей жизнью. Поэтому ты воруешь, врешь и воешь. ... Надо быть тем, кто ты есть. Самое главное в жизни — найти себя и полностью реализовать. Поэтому надо быть собой и больше никем. Дай слово, что перестанешь талисманить. — Даю слово,— пообещал Дюк. — Это талисманство — замкнутый порочный круг. Приём «Диалог» Приём «Антиципация»- Почему мама считает «талисманство» Дюка «замкнутым порочным кругом»?- Можем ли мы считать, что разговор с мамой - финал рассказа?- Что должно произойти, чтобы повествование получило логическую завершённость? Приём «Чтение с остановками"Почему Дюку надо что-то придумать и не ходить с Ниной Георгиевной? Какие размышления подростка убедят его, что надо идти с учительницей в больницу? Приём «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАЛА РАССКАЗА»1 группа – если Дюк согласится с Ниной Георгиевной, то …. 2 группа – если Дюк не согласится с Ниной Георгиевной, то … Приём «Концепт»Смысловое поле слова «талисман»Ассоциации: оберег амулет суеверие защита кулон игрушка покровительство Эпитеты: ценный дорогой волшебный счастливый таинственныйприносящий удачуталисман РЕФЛЕКСИЯ
ПРИЁМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»Кто является героем рассказа? Что происходит в данном эпизоде? Где и когда происходит действие отрывка? Какой поступок совершает мальчик? Попробуйте предположить дальнейший ход событий. - Почему мама считает «талисманство» Дюка «замкнутым порочным кругом»?- Можем ли мы считать, что этот разговор - финал рассказа? Почему?- Что должно произойти, чтобы повествование получило логическую завершённость?
В.А. Сухомлинский: «Школа - это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения»Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!Н.А. Заболоцкий




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!