Презентация на тему: Портфолио ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха.
Тема: «Портфолио ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха».Назарова Елена Юрьевнаучитель начальных классовМБОУСОШ № 18п. Реттиховка
Портфолио ученика – что это такое? Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Цель портфолио– собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;- содействовать индивидуализации образования ученика;- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.Задачи портфолио
Функции портфолиоДиагностическая: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.Мотивационная: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.Содержательная: максимально раскрывает спектр достижений и качество выполняемых работ.Развивающая: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.Рейтинговая: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Порядок формирования портфолиоПортфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
Структура портфолиоовладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.• формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы.• формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности.
Роль учителя в работе с портфолиоПедагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.Производить своевременную оценку заполнений всех разделов. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя. Всё это помогает формироваться личности ребенка. Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Взаимодействие с родителямиОчень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?Жестких требований по введению не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Разделы портфолио«Титульный лист»«Мой мир»«Достижения в учёбе»«Мои цели»«Копилка достижений»«Моё творчество»
Титульный лист Содержит основную информацию: - фамилия и имя; - учебное заведение; - класс; - фото.
Раздел « Мой мир » Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
« Моё имя, моя семья » Здесь можно рассказать о том, что означает имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.Можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мои друзья"Здесь можно расположить фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
Раздел « Достижения в учёбе»Ученик наполняет этот раздел написанными контрольными работами, интересными проектами, картой успехов по чтению, отзывами о прочитанных книгах.
Раздел « Мои цели»Мои целиУченик наполняет этот раздел таблицами: планы урочной и внеурочной деятельности, самоанализ по итогам года, участие во внеурочной деятельности, в кружках, секциях, в общественно-полезной деятельности.
Раздел « Копилка достижений»Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.
Раздел « Моё творчество »В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Критерии оценки портфолиоПортфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки . наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений, фото изделий, фото выступлений. -наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем.От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.
Критерии оценки портфолиоНачиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно» . Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце учебного периода – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Оценка результатов портфолио. В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:«Самый оригинальный портфолио»;«За лучшее оформление работ»;«За многогранность таланта»;«За трудолюбие»;«За творческий подход».
Переходя в старший классВ начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ" .
Желаю творческих успехов Вам, вашим ученикам и родителям!