Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии посредством организации групповой работы
Формирование коммуникативной компетенциипосредством организации групповой работы на уроках географии в 5 классе Выполнил учитель географии и биологии ГБОУ СОШ с.Новое Ганькино м.р. Исаклинский Самарской области Измаева Ирина Алексеевна Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Если о предметных учебных действиях каждый учитель имеет четкое представление, то о личностных и метапредметных довольно смутное. Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным В школьном уроке принято выделять три функции: обучающую (воспитательную и развивающую. Первая обеспечивает получение суммы знаний, вторая формирует образ поведения, третья – навыки самостоятельного мышления. Из этой группы зачастую выпадает четвертая – коммуникативная функция, имеющая важное значение. Хотя от культуры, богатства общения во многом зависит эффективность усвоения знаний, психологическое состояние учеников, влияющее на конечный результат образовательного процесса. В процессе реализации такой формы работы было обнаружено противоречие, состоящее в том, что с одной стороны дети не готовы «добывать» знания, а ждут их в готовом виде от учителя. На начальном этапе обучения учащиеся обычно общаются друг с другом на уроке через учителя, потому воспринимают его как единственный источник знаний и информации. С другой стороны - в обществе возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных взглядов и культур. Цель работы – формирование коммуникативных УУД на уроках географии в 5 классе. Задачи: 1.Изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий школьников. 2. Разработать групповые формы работы на уроках географии в 5 классе.3.Реализовать групповую работу на уроках географии. 4. Разработать и провести диагностику сформированности коммуникативных учебных действий на уроках географии в пятом классе Новые Федеральные государственные образовательные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только усвоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса . Важной целью образования в данных условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью , направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические особенности Коммуникация как кооперацияБольшую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:- Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.- Умение договариваться, находить общее решение.- Умение аргументировать, убеждать и уступать.- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.- Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач. 1. Обмен информацией между собеседниками.2. Проявление умения слушать и слышать.3. Закрепление знаний по теме. «Интервью» Как вы оцениваете возможность землетрясения на территории вашего проживания?- Какие движения земной коры характерны для вашей местности?-Какую характеристику вы дадите полезным ископаемым нашей местности? Путешествие по планете Земля.(проверка домашнего задания или на уроке обобщения по теме). 1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе2. Развитие умения работать с различными источниками географических знаний3. Обмен результатами. используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание:1 группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.2 группа: магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.3 группа: опускание, давление, высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород. Горные породы, минералы, полезные ископаемые (проверка знаний) Ожидаемый результат организации работы Тема.Этап урока. Организация групповой работы пятиклассников на уроках географии 1. Развитие умений формулировать вопрос.2. Развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества.3. Развитие мышления, речи «Пресс-конференция». Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1-2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы. Изучение нового материала 1. Развитие умений коллективной беседы, дискуссии.2. Развитие речи.3. Развитие навыков общения «Круглый стол» вопросы для обсуждения:- Какими причинами вызваны внешние различия людей различных рас?- Приведите как можно больше доказательств, что человечество - единый биологический вид.- Какими причинами вызваны различия в заселенности территории мира? Подтвердите примерами.- Что вы знаете о различии государств по площади? Подтвердите примерами. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города проверк адомашнего задания или урокобобщения по теме) Ожидаемый результат организация работы Раздел, тема.Этап урока ученик должен уметь занимать управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;- уметь определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;- уметь руководить, например, распределять обязанности между членами группы;- уметь подводить итоги;- уметь различать мнения и факты в высказывании человека;- уметь объективно проводить самооценку;- уметь правильно расставлять эмоциональные акценты составлять монологическое высказывание, предварительно собрав нужную информацию, вести диалог;- анализировать источники географических знаний, уточнять детали;- уметь обобщать и делать выводы;- уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов - воспринимать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы;- уметь собирать материал по проблеме, извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков, карт;- высказывать свое мнение в ходе дискуссии, беседы (без аргументации);- умение выходить из конфликта;- участвовать в принятии групповых решений; воспринимать монологическую речь;- больше слушать и отвечать, чем проявлять инициативу;- делать необходимые записи; Четвертый Третий Второй Первый Уровни овладения коммуникативными универсальными учебными действиями пятиклассниками Мониторинг формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в пятом классе. На любую проблему у меня есть свой взгляд Я умею собирать нужную информацию по теме и готовить сообщение Я знаю и соблюдаю правила ведения обсуждения Мне нравятся уроки, на которых я могу высказать свое мнение к изучаемым событиям Во время беседы я предпочитаю слушать других, а не высказывать свое мнение Мне нравится работать в группе,выполняя задания учителя Я умею отстаивать свою точку без крика иоскорблений Я люблю отвечать перед аудиторией Я стесняюсь отвечать перед классом Не знаю Согласен В зависимости от ситуации Не согласен Твое отношение к высказыванию Высказывание Опросник «Каким(ой) я себя вижу» Мне интересно мнение других людей о качестве выполнения мною заданий, моих выступлений и др Я спокойно отношусь к критике в свой адрес Исправляя ошибки одноклассников, я стараюсь делать это тактично, чтобы никого не обидеть Я анализирую ответы одноклассников и исправляю их ошибки Я легко формулирую и задаю вопрос, если мне что-то непонятно в объяснении учителя или высказывании одноклассника Разговаривая и споря, я умею контролировать громкость голоса и жестикуляцию. Разговаривая и споря, я умею контролировать громкость голоса и жестикуляцию Я умею отстаивать свое мнение Я люблю решать учебные проблемы, используя различные источники информации: учебники, сайты сети Интернет, энциклопедии и др.