Выступление на педагогическом совете Формирования ключевых компетенций


Формирование ключевых компетенций школьников в условиях обновления содержания образования Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н. Толстой Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Компетентностный подходПредставляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем: обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов; освоение разных видов деятельности; развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опытаТрадиционный (знаниевый) подходУвеличение объема изучаемогоматериала.Издание новых учебников и учебных пособий. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. и т.д. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Составляющие элементы понятия "компетенция":ЗнанияНавыкиСпособностьСтереотипы поведенияУсилия Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Вопрос о содержании образования - это вопрос «Чему учить?»Вопрос о традиционном (знаниевом) содержании образования - «Каким знаниям обучать?»Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование. ПодходыОсновной результат обученияПримеры типичных форм контроля результатов обученияПример контролирующего заданияЗнаниевыйВладение знаниямиЭкзамены по билетам. ТестДать развёрнутый ответ на вопрос: «Жёсткость воды и пути её устранения»ЗуновскийВладение умениямиИзложение. Сочинение. Типовая расчётная за­дача. Демонстрация опытаПродемонстрировать опыт, иллюстрирующий взаимо­действие жёсткой воды с моющими средствамиКомпетентностныйГотовность использовать полученные знания и умения в незна­комой жизненной ситуацииРанее не встречавшаяся задача. Выполнение и защита исследователь­ского или практико-ориентированного проекта. Презентация портфолио достиженийПредложить и продемон­стрировать на практике несколько альтернативных способов решения пробле­мы стирки белья в условиях местности с очень высокой степенью жёсткости воды Вопросы для сравненияАкадемические учебные предметыКомпетентностные учебные предметыЧто это за предметы?История.Биология.География.Химия.Физика.Математика.Литература(литературоведение)Обществознание, право, граждановедение, экономика.Экология.Технология.Информатика, медиаобразование.Иностранные языки.ОБЖ.Русский язык (развитие речи)Что составляет основу их содержания?Науки, теоретические знания (преобладает знаниевое содержание)Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание)Какова возможность реализации компетент-ностного подхода?СредняяВысокаяКакими средствами мож­но формировать ключе­вые компетенции?1. Подбором компе­тентностных форм иметодов обучения.2. Акцентированиемприкладных аспектовсодержания.3. Интеграцией с учеб­ными предметами ком-петентностной группы1. Подбором компетентностныхформ и методов обучения.2. Проблематизацией содержанияв контексте сегодняшней и за­втрашней жизни учащихся.3. Организацией внеурочной со­циальной практики по предметамКакова общая роль группы учебных предме­тов в образовательном процессе?Образуют элементар­ный знаниевый базисОбразуют более сложную компе-тентностную «надстройку» монолог учителя;фронтально-индивидуальный опрос;информирующая беседа;самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;демонстрация видеофильма;экскурсия;проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Ценностно-смысловые компетенцииОбщекультурные компетенцииУчебно-познавательные компетенцииИнформационные компетенцииКоммуникативные компетенцииСоциально-трудовые компетенцииКомпетенции личностного самосовершенствованияГруппы ключевых компетенций: Ценностно-смысловая компетенцияВ сфере мировоззрения: способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; самоопределение ученика ОбщекультурнаяКруг вопросов, связанных с особенностями национальной и общечеловеческой культуры, духовно - нравственные основы жизни человека и человечества
Учебно-познавательнаяВ сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности.
ИнформационнаяФормирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать и передавать её (СМИ, Интернет, компьютер, телефон, электронная почта и т.д.)
Коммуникативная Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе
Социально-трудоваяМинимально необходимые знания для жизни в современном обществе, навыки социальной активности и функциональной грамотности
Личностного самосовершенствованияОсвоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Учебно-познавательные компетенции:ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.Технология проблемного обучения важное, но не единственное средство формиро­вания проблемной компетенции. Это связано с тем, что учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.Существенную роль здесь могут сыграть проекты различной направленности.Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи.Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после ре­шения учебной задачи).Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся.Все методы и приёмы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент.Проблемно-модульное обучение - моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры.Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки.Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения.Учебные задачи с избыточным условием.Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации.Метод кейсов (case-study, ситуационный семинар, решение ситуационных за­дач). Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдаётся кейс - па­кет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формули­ровка проблемного задания.Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты.Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока. Основные функции компетенцийотражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля. вывод:ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и образовательной практике ; компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций. Компетентностный подход является основой для перехода к работе по федеральным государственным стандартам нового поколенияКомпетентностный подход реализует идеи практической направленности образования.