ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ С ДЕТЬИМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 15(ГБПОУ ПК № 15)городская научно-практическая конференция«Проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования».Докладтема: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения у детей 6-7 лет. "Докладтема: "Интеграция изобразительного творчества с литературой, изобразительным искусством и музыкой"Подготовил: Смальченко А.А преподаватель ГББПОУ ПК№15Дата выступления: 28 апреля 2016года
Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса: конкретного занятия, деятельности исходя из задач и возможностей детей.
Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодичноИнтегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Интегрированное занятиеМузыка - рисование Развитие речи - рисованиеИнтегрированные занятия ведутся по трем направлениям: музыке, рисованию, развитию речи.Музыка – развитие речи - рисованиеИнтегрированное занятие
Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому актуальна, так как:интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;помогают грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
В разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности: интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство Жанр, стиль, форма, средства выразительности – всё это многообразие сводится к определению «интонация». На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: ритм в живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д.
Интегративные компоненты способны погрузить ребенка в тему занятия. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству. Использование в работе произведений изобразительного искусства содействует развитию умений детей композиционно строить свой рисунок. На занятии можно использовать зрительный ряд репродукций или слайды с сопутствующей информацией (восемь - десять минут), что несет в себе необходимую информацию, способную заинтересовать ребенка, побудить его к творчеству. Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Например, в стихотворении А. Толстого "Осень” описываются листья "пожелтелые”, кисти рябин "ярко-красные”. То есть, непосредственно диктуется, какие краски нужно использовать при работе.Следующий шаг – тематическое рисование или импровизация (тему для работы дети выбирают самостоятельно). Задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке, как расположение отдаленных и близлежащих предметов показано размером, цветом, прорисовкой.
Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки - вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными, ребенок не боится сделать неправильно. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. Педагогу должен аккуратно относиться к выбору музыкального произведения, не навязывать громкие тембры звучания для того, чтобы не увести ребенка от создаваемых образов.
Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.В подготовительной к школе группе запланировано: 5 занятий по ИЗО деятельности, 3-по развитию речи, 3-по музыкальной деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике:развитие речи и рисование.музыка и рисование.В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятельность, рисование – вспомогательная, помогающая достижению цели занятия.
Первый вариант проведения занятия: занятие начинается с ведущей деятельности.«Развитие речи – рисование» ведущей деятельностью будет развитие речи. Вначале воспитатель знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию. На занятии в средней группе на тему: А.Барто «Игрушки» воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Чудесный мешочек», просит их угадать, что в нем спрятано, при помощи загадок. Воспитатель достает игрушку, если ребенок правильно отгадал загадку. Затем дети вспоминают стихи А.Барто, написанные об игрушке.
Во второй части воспитатель предлагает нарисовать иллюстрацию к прочитанным стихам и составить рассказ. Эта часть занятия вспомогательная, так как рисунок помогает детям воспроизвести стихи. Воспитатель не заостряет внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования, иллюстрируют свое представление о прочитанных стихах.В заключении занятия дети рассказывают стихи с помощью своего рисунка.
Второй вариант проведения занятия:Структура интегрированного занятия может состоять из трех частей и проводится тремя педагогами: музыки, развития речи, рисования. На занятии ведущим является преподавание музыки и развития речи, рисование – вспомогательным.Смена ведущего педагога способствует меньшей утомляемости детей и переключения внимания. На занятии происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре. Имеется возможность раскрыть способности каждого ребенка в определенном виде творчества и помочь ему развить их.
на занятии в старшей группе на тему: «Поздняя осень», используется эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам и процедурам творческой деятельности) для закрепления у детей знаний об осени, ее характерных признаках и периодах через развитие речи, музыку, изобразительное искусство. В данном случае достижению цели служит синтез знаний детей и их жизненный опыт. В первой части занятия, которое проводит музыкальный руководитель, звучит музыка П.И.Чайковского – она вводит детей в мир осенних звуков.
Во второй части занятия воспитатель проводит беседу об осени, ее характерных признаках, рассматриваются иллюстрации художников. Затем дети самостоятельно определяют периоды осени.В третьей части занятия воспитатель по ИЗО деятельности предлагает детям свои впечатления об осени нарисовать для ежа Яшки, который живет в группе и скучает по лесу.Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.
Третий вариант проведения занятия: интеграция музыки и рисования - предлагается интегрированное занятие по слушанию музыки и рисования в подготовительной группе на тему «Сказка в музыке А.К.Лядова «Кикимора». Ведущей деятельностью на этом занятии является слушание музыки, а вспомогательной – изобразительная деятельность.Цель занятия:познакомить детей со сказкой в музыке на примере симфонической сказки А.К.Лядова «Кикимора».развивать активность слухового восприятия.научить предавать свои впечатления об услышанной музыке в рисунке.воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения.
На протяжении всего занятия используется эвристический метод, направленный на поэтапное развитие творческой деятельности детей. Благодаря этому методу у детей создается целостный образ от услышанной музыки, от воспроизведенного в речи и изображенного в рисунке.Педагог предлагает познакомиться с творчеством русского композитора А.К.Лядова, который очень любил русские народные песни и сказки и поэтому создавал симфонические сказки. Знакомит детей с симфонической сказкой «Кикимора». Вместе с детьми прослушает сказку по музыкальным фрагментам, знакомя с музыкальной характеристикой ее персонажей, предлагает детям передавать движения Кикиморы и кота Баюна. Дети передают угловатость движений Кикиморы и пластику кота Баюна.
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю.увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы.вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.подбор технического оснащения.систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.Интегрированные уроки являются эффективной формой организации учебной деятельности, повышения уровня художественно – эстетического сознания, овладения необходимым объёмом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности.