Презентация по ИЗОдеятельности на тему Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования


«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ».Учитель начальных классов МКОУ «Воткинская специальная (коррекционная) школа» г. Воткинск Микрюкова Н. В. - Способствует снятию детских страхов- Развивает уверенность в своих силах- Развивает пространственное мышление;- Учит детей свободно выражать свой замысел;- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;- Учит детей работать с разнообразным материалом;- Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;- Развивает мелкую моторику рук;-Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник Печать листьевОсенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.Пример техники печать листами: Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев. Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным. Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх  постепенно отклеить его с альбомного листа. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне. Рисование методом тычка Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»: Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких  боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.От коротких веточек  по бокам зеленым цветом  нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков. Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем  желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке.Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.  Кляксография В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.Пример техники кляксографии: Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.Раскрыть лист и посмотреть, что получилосьПроделать ту же самую операцию  с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали. Рисование на мокрой бумагеСуществует ещё такой интересный метод рисования как — рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Для этого нужно научить ребёнка сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому я рекомендую намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Далее даём детям определённую тему для расплывчатых образов и ребята рисуют красками по своей фантазии.Такими получаются рисунки: Монотипия Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.Пример рисунка в технике монотипия Берем голубой  лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать  гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом. Раздувание краски Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.Пример рисунка и технике раздувания краски Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если погуще - тонкие и аккуратные.Помещаем в центр капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.Рядом с первым нанести пятно другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом можно выполнить 2-3 дерева.В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного цвета раздуть в верхней его части. Кистью дорисовать мордочки и лапки. Поверх иголок листик, грибок или яблочко.Можно дорисовать солнышко и облака. Фотокопия – рисование свечойДля основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»   ·        Придумать эскиз будущего узора.·        Выполнить рисунок на листе при помощи свечи или белого воскового мелка.·        Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета. Проступающий рисунокЭто смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.Пример рисунка «Праздничный салют над городом» В нижней части рисунка нарисовать восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасить их. Хорошо нажимайте на восковой мелок, чтобы след был четким и ярким.На оставшейся части листа нарисовать разноцветные пучки салюта в виде кругов, веера, фонтана и т.д.  На концах лучей нарисовать огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок.Покрыть готовую композицию черной акварелью (фиолетовой, темно-синей). ШаблонографияЧтобы нарисовать предмет в этой технике, необходимо представить из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов и прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур -  с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.Рисуем по шаблону: Продумать содержание рисунка.Начинать создание объекта в следующей последовательности: в начале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям.Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое.Готовую композицию выполнить  в цвете. Ожившие предметыЧастью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умению выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.Пример рисования:Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили.  При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды. Рисование по клейстеру. А рисовать очень просто. Покрываем лист бумаги силикатным клеем, льём, не жалеем, чтобы он быстро не высох.А вот теперь самое интересное. Берем тонкую кисточку (можно двоечку), смачиваем водичкой, обмакиваем в краскуи рисуем, например, лепестки цветка как на фото.  Рисуем стебелек и листочки - не забываем про воду!К лепесткам цветка мы добавляли желтый цвет и к листочкам то же. Рисунок можно наносить зубной щёткой, пальчиками, ватной палочкой и т.д. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Эти занятия доставляют детям положительные эмоции, развивают интерес к рисованию. Спасибо за внимание!