Презентация «Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников»
«Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников» Учитель начальных классов МБОУ Воинский УВК Сеттарова Сание Пазыловна 2017 год. * * Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника * МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности для достижения целей организации. Мотив – это внутреннее побуждение личности к определённому поведению для удовлетворения потребности. * * МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Ощущение самостоятельности поиска Ощущение свободы выбора Ощущение компетентности Осознание практической значимости знаний * * МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Ощущение самостоятельности поиска «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»:Проблемное изложение материала (Что случиться, если…? Приведите пример… . В чём сильные и слабые стороны… ? На что похоже… ? Что мы уже знаем о … ? Каким образом … можно использовать для…. ? Чем похожи… и …? Каким образом … влияет на … ? Какой … является лучшим и почему? Как будет правильнее ?)Коллективный мозговой штурмИсследовательская деятельность детейПоисковая работаСпоры, дискуссии, круглые столы * * МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ 2. Ощущение свободы выбора«Мы можем выбирать!»: темы для презентаций сообщения исследовательские проекты * * МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ 3. Ощущение компетентности «У меня это получается, я понял, я умею!»:создание «ситуации успеха»(учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребёнку). * * МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ 4. Осознание практической значимости знаний «Мне надо это знать!» * * Эмоциональные методы мотивациипоощрение,порицание,учебно-познавательная игра,создание ярких наглядно – образных представлений,создание ситуации успеха,стимулирующее оценивание,удовлетворение желания быть значимой личностью. * * II. Познавательные методы мотивацииопора на жизненный опыт,познавательный интерес,создание проблемной ситуации,побуждение к поиску альтернативных решений,выполнение творческих заданий,«мозговая атака»,развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод) * * III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований,информирование об образовательных результатах обучения,познавательные затруднения,самооценка деятельности и коррекции,рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности * * IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу,побуждение подражать сильной личности,создание ситуации взаимопомощи,поиска контактов и сотрудничества,заинтересованность в результатах коллективной работы,взаимопроверка,рецензирование. * * Пути формирования познавательного интереса учащихся:Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учащимся;Практическая значимость знаний для самих школьников;Противоречивость материала;Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия;Обеспечение активной (самостоятельной) позиции учащихся в учебном процессе;Эмоциональная атмосфера обучения как источник радости, света и знания. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА * * 1 этап. «Вызов» исходной мотивации.побуждение к новой деятельности.Подчеркивание предыдущих достижений.Акцентирование предстоящей деятельности.Заинтересованность. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА * * 2 этап. Усиление и подержание возникновения мотивации.Интерес к разным способам решения задачи.Поддержание разных уровней достижения учащихся.Подключение учащихся к самоконтролю. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА * * 3 этап. Завершение урока.подчеркнуть личный опыт ученика.Подкрепить ситуацию успеха.Дифференцированно оценить труд.Возможность самооценки. ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ * * Тема-вопросРабота над понятиемПодводящий диалогСитуация Яркого пятнаГруппировкаИсключениеДомысливаниеПроблемная ситуация Проблема предыдущего урока Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. * *