Презентация по культуре народов Республики Саха (Якутия) на тему Якутские сказки — сокровищница мудрости якутского народа
Школьная научно-практическая конференция«Я познаю мир»Работа по теме«Якутские сказки – сокровищница мудрости якутского народа»Автор: Титова Нарыяна, ученица 2 «Б» класса Руководитель: Скирюха Л.Ш., учитель начальных классов 2015годМуниципальное образовательное бюджетное учреждениеСредняя образовательная школа №3 Городского округа Города Якутска
Цель: узнать, какие нравственные качества формируют якутские сказки у детей.Задачи: изучить литературу по теме исследования; познакомиться с героями якутских сказок; узнать, какие задачи ставят сказки перед читателями; проанализировать собранный материал.Актуальность: повышение интереса к книгам, любви к чтению якутских сказок
Введение Якутский сказочный фольклор очень богат и имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладает в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие в себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразии жизни, труда духовного мира отчего края. Будучи творение народного гения, якутские сказки как и сказки других народов, выражают чаяния и стремления трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своей жизнью, но и явлениями природы
Устное творчество для народов, было тем живительным родником, тем источником, который помог им не только сохранить мужество и светлый разум, но и послужил в дальнейшем развитию родной литературы. Ведь каждая сказка – это какая-то новая сторона большой души народа. Якутские сказки, как и сказки других народов делятся на 3 вида: сказки о животных, волшебные и сказки бытового содержания.
Сказки о животных обычно невелики по объему. Народная фантазия наделяет героев этих сказок чертами человеческого характера, разумом, речью. Если в этих сказках и присутствует человек, то он является второстепенным персонажем. Здесь большое значение имеют познавательные свойства сказки: отображение природы северного края, повадки и особенности животных и птиц, живущих в Якутии. Часто в этих сказках отражаются социальные отношения людей, противоборство добра и зла, что несомненно воспитывает в наших душах добро.
Фантастические сказки самые распространенные, что связано с высокоразвитым образным строением эпических поэм – олонхо. Герои сказок - люди маленькие, бедные, наделенные реалистическими чертами, любовно воссозданными бытовыми деталями. Вступая в нелегкое единоборство с разными чудовищами, они проявляют такую смекалку и отвагу, что ничто не может устоять перед их правотой и умом. Неуемная фантазия наделяет героев в этих сказках нечеловеческими, фантастическими способностями.
Наиболее яркая черта бытовых сказок – их острое социальное содержание, классовая размежевание героев: бедняки – охотник или скотовод вступают в борьбу с вполне реальными богачами. Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить. Дети учатся думать, мечтать. На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнавать, Свою Родину познавать.
{69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Волшебная сказкаБытовая сказкаСказка о животныхЗадача сказкиЗадача сказкиЗадача сказкивызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добравысмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостьювысмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженномуКартина жизниКартина жизниКартина жизниволшебнаябытоваянебывалаягероигероигероизаступник, злодей, страдалец, помощник…обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин)животные (черты животных и условно человека)действиядействиядействияприказ, испытание, наградаиспытание героевживотных и словно человекаСтруктура сказок
Бесценным наследием устно-поэтического творчества являются сказки, созданные многими поколениями талантливых сказочников. Сказка является богатейшим источником развития фантазии ребенка, учит детей думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание. Выводы
Опрос учащихся
Рисунки моих одноклассников
Список литературыРепкин В.В. Учебный словарь русского языка: учеб. пособие. – Т.: Инфолайн, 1993.Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: метод. пособие. – М.: Интор, 1996.Максимова П.В.Якутская литература: хрестоматия для учащихся 5-7-х классов русскоязычных школ. – Якутск, 1994.Библиотека народной сказки. Народные сказки в 3-х томах. – М.: Возрождение, 1992.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!