Презентация к педагогическому семинару на тему: Современные педагогические технологии


Обзор педагогических технологий Пакет эффективных педтехнологий и методических рекомендаций по формированию мотивации Подготовила докладУчитель высшей категории Локтева Надежда Ивановна Педагогические технологии (семинар) Деятельность творческих групп № Вопрос для группы Содержание деятельности группы «Продукт» деятельности группы Форма представления «продукта» 1 Как отражена проблема формирования мотивации учения детей в педагогике и психологии? Изучение в педагогической литературе точек зрения на проблему Библиографический список по вопросу педсовета, обзор имеющейся информации (библиотека, Интернет) Представление и обсуждение доклада 2 Каков уровень учебной мотивации у наших учащихся? Отбор техник диагностики уровня мотивации; проведение диагностических процедур; анализ данных Информационно-аналитическая справка об уровне сформированное учебной мотивации (по группам классов, по отдельным учащимся и пр.) Графическое представление результатов диагностики; сообщение основных выводов, закономерностей, проблем 3 Какие педагогические технологии эффективны для формирования мотивации? Изучение литературы по вопросу; обмен информацией; открытые уроки и их обсуждение; структурирование и систематизация материала Пакет эффективных педтехнологий и методических рекомендаций по формированию мотивации Выступление (постановка проблемы); презентация пакета технологий и методических материалов; предложения по дальнейшей работе коллектива над вопросом группы Деятельность творческих групп(2) 4 Что может сделать классный руководитель для формирования учебной мотивации у его учеников? Изучение литературы по вопросу; обмен информацией; апробация кратковременных целевых программ и обсуждение ее результатов; разработка долговременных целевых программ; структурирование и систематизация материала Пакет диагностических техник, удобных для применения; проекты кратковременных и долговременных целевых программ по формированию мотивации учения Выступление (постановка проблемы); презентация апробированных диагностик и проектов целевых программ; предложения по дальнейшей работе коллектива над вопросом группы 5 Какой положительный опыт формирования мотивации накоплен школой? Обсуждение имеющегося опыта формирования мотивации; структурирование, оформление наработанного материала Web-сайт школы, информирующий об имеющемся опыте по формированию учебной мотивации (первичная обработка собранных материалов; апробирование механизмов сайта) Компьютерная презентация положительного опыта школы по формированию учебной мотивации школьников; конкретные предложения по организации работы сайта Терминология Педагогическая технология – такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата.Традиционные технологии обучения – технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу.Объяснительно-иллюстративно обучение – это способ работы учителя, в основе которого информирование, просвещение учащихся и организация репродуктивных действий обучающихся по формированию общеучебных умений и навыков.Инновационные технологии – гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.Развивающее обучение – это способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.Метод проблемных учебных задач – это способ обучения школьников самостоятельно совершаемым действиям для решения учебных задач, методы решения которых обучаемым ещё не известны. Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям: а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия; б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов. Педагогическая технология – это…? Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди…» А.С.Макаренко Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С.Макаренко,смелоиспользовавший понятие педагогической техники. И всё же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием вначале американской, а затем европейской школ.Педагогическая технология – это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приёмы оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путём конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов»(цитир. по Кларин М.В., Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79г., Лондон – Нью-Йорк, стр.278) Педагогические технологии Три основныегруппы Объяснительно-иллюстратавноеобучение Личностно-Ориентированноеобучение Развивающее обучение Просвещение и организация репродуктивныхдействий Создание условийдля собственнойучебной деятель-ности с учётом индивидуальности Использование способов обучения,вызывающих развитие интеллектуальныхспособностей Современные педагогические технологии предлагается рассмотреть по следующим параметрам:Основные цели, достигаемые при применении данной технологии.Степени разработанности данной технологии.Степень разработанности технологий внедрения технологии.Степень трудоёмкости технологии.Возможность негативных последствий от непрофессионального применения этой технологии.Распространённость технологии среди педагогов. Атака мыслей («мозговой штурм»)Цели: - решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, создание «коллективного мозга», развитие креативности детей, воспитание сотрудничества, законопослушания.Технология хорошо разработана и подробно описана преимущественно не в педагогической литературе.Технологии внедрения данной технологии известны меньше.Трудоёмкость подготовки технологии может быть сведена к минимуму.Педагогические результаты оправдывают время проведения технологии.Экспериментальных данных эффективности технологии нет. Цели: изучение предметов на 4-ом уровне системности знаний (Ю.А.Самарин), развитие сотрудничества педагогов, формирование у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира.В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей. Часто эта технология используется для проведения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных предметов (физик+биолог, математик+физрук, историк+филолог, 2-3 языковеда и т.п.)Степень разработанности средняя. Имеются публикации по различным видам бинарных уроков. Однако не все возможности данной технологии ещё описаны.Технология внедрения бинарных уроков разработана на среднем уровне.Технология предполагает обязательную подготовку со стороны педагогов и может занимать много времени.Бинарный урок позволяет показывать связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.Бинарные уроки не могут применяться часто в педагогической деятельности, т.к. они сложны в подготовке. Цели: проверить знания и умения на этапе итогового контроля, развивать менеджерские умения и интерес к предмету, развивать логическое мышление, умение быстро и правильно формулировать ответ на поставленный вопрос, увеличить число опрашиваемых до 25-30 учащихся за урок.Технология разработана подробно.Технология внедрения также разработаны хорошо.Требуются значительные затраты времени на подготовку и особая подготовка педагога.Противопоказанием является слабая подготовка педагога.Продолжительность игрового контрольного опроса 1-2 часа. Класс разбивается на 5-6 команд по5-7 чел. Заранее назначаются консультанты в каждую команду, им заранее выдаются все вопросы по теме, на которые они отвечают преподавателю устно накануне игры абсолютно правильно и точно. Цели: обучать умениям ставить проблемы и творчески искать ответ, развивать креативные умения, воспитывать уверенность в своих творческих способностях.Технология мастерских разработана хорошо, но есть и перспективы в этом направлении.Технологии внедрения имеются( И.А.Мухина, В.А.Степихова и др.), но необходимо учитывать, что для обучения предметным знаниям и умениям есть менее трудоёмкие технологии и более эффективные при условии сильной мотивации на усвоение знаний и умений в конкретном классе.Требуется основательная подготовка педагога.Противопоказаниями применения мастерских является недостаточная подготовленность педагогов в организации творческого процесса в классе. (составление схем-опор по изучаемому материалу)Цели: формировать умение структурировать материал, выделять стержневые мысли, представлять их зрительно в хорошо запоминаемой форме; развивать умение говорить; воспитывать способность к сотрудничеству.Технология разработана хорошо.Технологии внедрения имеются. Хорошая результативность.Требуется хорошая подготовка педагога.Противопоказаний применения не установлено, но при оценке работы необходимо найти положительные моменты в каждой группе во избежание разобщённости коллектива класса. Цели: активизация мышления учащихся, формирование интереса к изучаемому предмету, воспитание коммуникативных навыков.Технология разработана.Имеются технологии внедрения.Требуется высокий уровень подготовленности педагога для создания проблемной ситуации, т.к. проблемный вопрос не всегда приводит к проблемной ситуации: м.б. у чащихся слишком низкий уровень знаний для решения проблемы или, наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений. Существуют различные варианты постановки и решения проблемы.Противопоказаниями считается неумение педагога создавать проблемные ситуации на учебном материале (методика А.Г.Ривина поабзацного изучения текста)Цели: формирование умения структурировать текст, извлекать из абзаца основную мысль и озаглавливать абзац, запоминать стержневые мысли текста, развивать умение передавать содержание абзацев своими словами; воспитывать желание сотрудничать в коллективе.Технология очень хорошо разработана и может применяться с 1-го по 11-й класс.Имеются технологии по внедрению (А.Г.Ривин).Требует много времени на подготовку и проведение. Эта технология требует больших энергетических затрат со стороны учащихся, поэтому длительное время работать они не могут.Противопоказаниями являются несоответствие текста поставленной цели. Концепция и технология укрупнения дидактических единиц разработана профессором П.М. Эрдниевым.Понятие укрупнения единицы усвоения достаточно общо, оно вбирает следующие взаимосвязанные конкретные подходы к обучению: - совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п. , в частности, взаимно обратных задач; - обеспечение единства процессов составления и решения задач, уравнений, неравенств и т.п.; - рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий, в частности, деформированных упражнений; - обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий; - выявление сложной природы знания (математического, физического и т.п.), достижение системности знаний; - реализация принципа дополнительности в системе упражнений (понимание достигается на основе сочетания образного и логического в мышлении, между его сознательным и подсознательным компонентами, на основе сочетания операций вычленения и сличения, анализа и синтеза, поочередного обращения к разным полушариям головного мозга). Концепция УДЕ широко применяется в педагогической практике от начальной до высшей школы по всем предметам. Причем при изучении каждого учебного предмета выстраивается своя технология на основе представленных выше основных положений. Цели: Увеличение числа опрашиваемых на уроке учащихся, увеличение объективности контроля, реализация дифференцированного подхода, создание реальных условий для конкретизации знаний, необходимых для усвоения; формирование адекватной Я-концепции.Технология достаточно разработана.Имеется технология внедрения(Германия, учитель Шольц).Эффективность применения зависит от количества опрошенных и от частоты применения.Подготовка трудоёмкая, т.к. требует составления вопросов по всему материалу (по каждой теме), выявляющих знания через краткие ответы. Необходимо также проработать ссылки на учебник для поиска правильного и точного ответа на поставленный вопрос.Противопоказаниями являются непродуманные учителем вопросы. Мотивы – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы (СЭС, 1987г., стр.840) Методы, составляющие мотивационную технологию, классифицируются следующим образом (В.В.Пикан):ЭмоциональныеПознавательныеВолевыеСоциальные Внутренняя мотивация Внешняя мотивация положительная отрицателшьная положительная отрицательная Интересен изучаемый предмет месть Стремление получать высокие оценки Избегание неудачи Интересны знания по предмету власть Одобрение учителя Стремление избежать низкой оценки Интересен метод преподавания Одобрение родителей Стремление избежать наказания учителя Интересен преподаватель, но не предмет Одобрение учащихся Стремление избежать критики Осознание, что знания нужны в будущем Симпатия к учителям Стремление добиться особых успехов в изучении предмета Стремление превзойти других Осознание своего познавательного прогресса Соперничество Доверие учителя-предметника Хорошее настроение, уверенность в своих силах Эмоциональные Познавательные Волевые Социальные Поощрения Опора на жизненный опыт Предъявление учебных требований Развитие желания быть полезным отечеству Порицания Познавательные интересы Информирование об обязательных результатах обучения Побуждение подражать сильной личности Учебно-познавательные игры Создание проблемных ситуаций Формирование ответственного отношения к учению Создание ситуации взаимопомощи Создание ярких наглядно-образных представлений Побуждение к поиску альтернативных решений Познавательные затруднения Эмпатия (сопереживание) Создание ситуации успеха Выполнение творческих заданий Рефлексия поведения успеха Поиск контактов и сотрудничества Стимулирующее оценивание Предъявление заданий на смекалку Прогнозирование будущей деятельности Заинтересованность результатами коллективной работы Свободный выбор заданий Мозговая атака Рецензирование Удовлетворение желания быть значимой личностью Предъявление учебных требований Взаимопроверка Информирование об обязательных результатах обучения Формирования ответственного отношения к учению Познавательные затруднения Рефлексия поведения успеха Прогнозированиебудущейдеятельности Развивающая кооперация Необходимо:Проведение психологических тренингов и индивидуальных консультацийСоставление карты индивидуального развития учащихся и его достижений(составляется кл.руководителем)Обсуждение на педконсилиумах достижений в развитии и причин неудачИндивидуальная работа на урокахИндивидуальные коррекционные занятия во внеурочное времяВовлечение во внеклассную деятельность по предмету: кружки, факультативыРазвитие познавательной активности через внедрение интерактивных методов на уроках Формирование учебной мотивации поощрения успешность Поддержаниелюбознательности ученик «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.» Сухомлинский В.А. «Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить» Восточная мудрость Причины, связанные с деятельностью учителя: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным. Что способствует успешному учению?Создание в школе обстановки творчества и соревновательности.Постоянное стимулирование каждого за любой успех.Педагоги должны находить для каждого его возможную персональную линию успеха.ребёнок всегда должен быть уверен, что педагоги и родители всегда придут к нему на помощь и никто и никогда, ни при каких обстоятельствах не выдаст его проблемы и тайны.Высокая степень демократизма, когда каждый педагог и каждый учащийся может быть уверен, что он будет услышан, понят и разумно поддеожан.Учащийся должен знать, что его никогда не коснётся негативным образом учительская власть и что он может рассчитывать на безусловно щадящий режим и индивидуальный подход при оценке его деятельности.Всю свою деятельность школадолжна строить на основе обучения и воспитания успехом – когда педагоги и родители стараются заметить каждый росток в каждом и развить его.Постоянное уважение личности учащегося, выражающееся в привитии каждому жителю школы культуры высокого самоуважения и взаимоуважения.Учителю противопоказано срывать зло на учащихся, приближать к себе любимчиков и демонстрировать к кому-то из учеников неприязнь или безразличие.совместная работа по воспитанию и обучению детей.Создание условий для саморазвития ребёнка.Практикориентированный подход к обучению. Познавательные мотивы включают:1)   широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням2. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т . д.). Рекомендации по работе над мотивацией обученияПостоянная активизация познавательной деятедьности учащихся на уроках.Использование интересных учащимся новых методов, технологий на уроке, позволяющих добиться успеха в учёбе.Знание учителем «глубины» своего предмета, умение быть интересным рассказчиком, завоёвывающих сердца своих учеников.Отсутствие барьера «учитель-ученик», создание «ситуации успеха» на уроке.Реальная возможность попробовать себя в различных областях творческой деятельности, созданная в школе для учащихся (кружки, факультативы, спортивные секции и т.п.)Наличие в школе психологической помощи для немотивированных учащихся, направленной на преодоление отрицательной внутренней и внешней мотивации. Реализация творческой свободы учителя наряду с ответственностью за конечный педагогический результат возможна только при условии осмысления учебного процесса ( вне зависимости от технологии обучения) на четырёх уровнях:Методологическом,Теоретическом,Методическом,Технологическом.Недопустимы освоение технологий и новых подходов в обучении только на уровне методики или отдельных дидактических приёмов: овладение только каким-то одним пластом знания, например методическим или технологическим, без теоретического базиса приводит к искажению сути педагогической концепции, в результате получаем обратный результат: разрушается старая система УВП и ничего взамен не создаётся – усугубляется положение учащихся.«Нельзя учить детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя детей погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями» (Турбовской Я.С.) Направленность современных педтехнологий «Достижение целей обучения, развития и воспитания будет более успешным при переводе учащегося из объекта в субъект обучения и воспитания, что определяется правильным выбором современных педтехнологий». А.К.Колеченко, Энциклопедия педагогических технологийЛичность развивается только в процессе собственной деятельности.Необходимым условием развития интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьниковДеятельность – это целенаправленная активность, дающая личностно- и общественно значимый результат.Структура деятельности включает в себя шесть компонентов:ЦельМотив Действие Средство Результат Оценка Если отсутствует хотя бы один компонент, это явление уже нельзя назвать деятельностью! «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». К.Д.Ушинский Традиционное или развивающее обучение? Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения (Г.Ю.Ксензова) Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения Задаётся педагогом 1. Цель - модель желаемого будущего, пред-полагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности Используются внешние мотивы деятельности 2.Мотивы– побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели 3. Средства – способы, с помощью которыхОсуществляется деятельность Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели Организуются инвариативные действия, предусмотренные учителем 4. Действия – основной элемент деятельности Вариативность действий, создание ситуаций выбора в соответствии с возможностями ученика Прослеживается внешний результат, главным образом, главным образом, уровень освоения знаний 5.Результат-материальный или духовный продукт Главное – внутренние позитивные изменения в процессе учения Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами 6. Оценка – критерий достижения цели Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения Мотивы зависят прежде всего от потребностейДля эффективного воспитания человека необходимо знать базовые потребности «…Прежде всего, это потребность в любви и в чувстве собственного достоинства». У.Глассер Развитие мотивационной сферы Мотив (фр.mutiw) – побудительная сила, причина, приведение к движению.Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.У каждого учащегося индивидуальные мотивы.Отношение школьников к учёбе зависит от мотивации.Из трёх групп различных методов::Мотивация творческой позиции, вера в собственные возможности, заинтересованность;Мотивация успеха в сотрудничестве;Мотивация успеха через соревнование,- более успешным является метод первой группы, т.е. индивидуальные мотивы сильнее общественных.«Причина всякого действия заключается в воле свободного существа…» Ж.Руссо Рекомендуемая литература: Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.Анисимов О.С. Мтодологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М., 1991.Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.Бурменская Г.В. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии. – М., 1987.Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? – Спб.: Питер Пресс, 1997.Вертгейкер М., Продуктивное мышление/пер. с англ. – М., Прогресс, 1987.Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышлёнее взрослых. – М., 1994.Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М., 1998.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991.Гантая И.С. Формирование основ самообразования при обучении младших школьников чтению. – Кишинёв, 1983. Гребенюк Т.Г. Дидактика и педагогическая психология. – Калининград, 1996.Громов М.К. Развитие мышления младшего школьника//Психология младшего школьника. – М., 1960 Гуружапов В.А. Психология формирования личности и проблемы обучения. – М., 1980. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. – М., 1986. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. – М., 1997.Дусовицкий А.К. Развивающее обучение: основные принципы. – Харьков, 1996. Дьяченко В.К. Организыция структуры учебного процесса и его развитие. – М., Педагогика, 1989. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., Танио, 1989. Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. – Калининград, 1996. Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школьная практика: Экспериментально-дидактические исследования на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся. – Минск. 1978.Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психология основы формирования письменной речи у младших школьников. – М., Международная педагогическая академия, 1994. Рудерстам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:теория и практика/пер. с англ. – М., 1993.Талызина Н.Д. Управление процессом усвоения знаний. – М., МГУ, 1975.Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М., Педагогика, 1987.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996.Эльконин Д.Б. Психологические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981.Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л., ЛГУ, 1988.