Использование творческих и исследовательских заданий для оценки образовательных достижений учащихся в условиях введения ФГОС (из опыта работы)
интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. Творческий потенциал личности —это любые способности, заданные нам от природы, который каждый в себе может (и обязан!) раскрыть. Для того, чтобы испытать то самое счастье, ради которого мы живем. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Приоритетная задача в условиях введения ФГОС — введение в процесс оценки образовательных результатов разнообразных форм оценки, взаимно дополняющих друг друга. Образовательные (неакадемические) результаты – это социальные и иные компетентности, социальный опыт, приобретенный учащимися в ходе освоения образовательных программ. Актуальность – необходимость обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Для решения этой задачи я разработала и систематизировала творческие и исследовательские задания по географии, включила их в тематическое планирование по всем курсам географии основной школы. Реализуя данный подход, предлагаю также учащимся самим формулировать задания. ТЕМА Ч ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ЗАДАНИЯ(Индив. и групповые по желанию) Введение. География как наука. 3 Схема «География и её ветви», источники географических знаний, географический прогноз. № 1. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов. Изучение горных пород своей местности. 1. Составьте чайнворд с опорным словом «География».2. Оформите титульный лист календаря погоды на тему «Мой любимый уголок природы».3. Проекты: «Осень в пословицах и поговорках»; «Приметы осени», «Дары осени».4. Проект «Греко-русский словарь». Путешествия и географические открытия. 2 Экспедиции и исследования. Таблица «Великие географические открытия». № 2. Правила оформления контурных карт. Обозначение маршрутов экспедиций на контурной карте. 1.Подготовьте сообщения о великих путешественниках.2. Подготовьте сообщения: «Наш земляк - М.П.Лазарев», «Моё маленькое географическое путешествие», «Исследование родного края». Земля планета Солнечной системы. 2 Небесные тела, планеты, луна и искусственные спутники, вращение Земли. № 3. Наблюдение за звездным небом, сбор информации о небесных телах. 1. Творческий проект «Звёздное небо».2. Подготовьте сообщения о небесных телах.3. Исследовательский проект «Звёзды и судьбы» (составление таблицы «Знаки зодиака в нашем классе»).4. Составьте ребусы к названию планет. Творческие и исследовательские задания в тематическом планировании по географии 6 класса по программе (1 + 1): ТЕМА КУРСА ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЧТО НУЖНО УМЕТЬ ТВОРЧЕСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ Введение. Основные этапы накопления знаний о Земле. Способы получения географической информациив прошлом и настоящее время. Показывать материки и части света; приводить примеры островов материковых, вулканических, коралловых, давать характеристику карты, уметь читать и анализировать карту. 1. Проект «Узнай меня» (контуры материков, частей света, крупных островов, выполненных в разном масштабе). 2. Составьте кроссворд «Развитие географических знаний на Земле».3. Напишите сочинение – эссе «Изучать географию без учебника трудно, а без карты невозможно».4. Нарисуйте плакат или рисунок «Значение географии».5. Выпустите листовки, призывающие к ответственному изучению географии. Главные особенности природы Земли. Литосферные плиты, платформы, сейсмические пояса, воздушные массы, циркуляцию атмосферы, климатические пояса и их характеристики, водные массы. Строение и свойства географической оболочки. Называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры; объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы ВМ и некоторые их характеристики; делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов; показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод; приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков; приводить примеры природных комплексов, составлять простейшие схемы взаимодействия природных компонентов. 1. Подготовьте сообщение по темам: «Рождение Земли», «Гипотеза дрейфа материков», «Глобальные изменения климата», «Кислотные дожди», «Круговое движение поверхностных вод в океане», «Виды льдов в океане», Рифы и атоллы» и другие. 2. Найдите в литературе описания землетрясений, вулканов, вулканических островов, глубоководных впадин, айсбергов и т.д.; оформите информацию в форме альбома (название альбома придумайте самостоятельно). 3. Сделайте в формате А 4 рисунки, иллюстрирующих потепление, похолодание климата; природных зон, ПК, айсберга, и др. (к рисунку выполните небольшую аннотацию или подберите цитату).4. Создайте модели: «Высотная поясность в горах», «Природная зона» (по выбору учащегося).5. Создайте рекламы, призывающие к посещениютого или иного географического объекта Земли(водопад, горные вершины, заповедник и т.д.) Творческие и исследовательские задания в тематическом планировании курса «География материков и океанов». ТЕМА КУРСА ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЧТО НУЖНО УМЕТЬ ТВОРЧЕСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ Введение Границы России и пограничных государств. Показывать границы России и пограничных государств 1. Подготовьте сообщение по темам: «Границы России», «Озеро Виви», «Как я однажды пересекал границу России» и другие.2. «Моя Россия» - конкурс творческих работ.3. Составьте перечень источников географической информации, с которыми вы работали в 6-7 классах. Россия на карте мира Особенности географического положения России. Моря, омывающие Россию. Часовые пояса и разницу во времени на территории России.Историю освоения территории нашей страны. Характеризоватьособенности географического положения РФ. Определять географические координаты, поясное время.Показывать маршруты экспедиций землепроходцев и географов. 1. Подготовьте сообщение по темам: «Виды времени», «Путь «из варяг в греки», «Великая Северная экспедиция», «Русское географическое общество», «Открытие Камчатки», «Русские женщины – путешественницы» и др.2. Постройте столбиковую диаграмму на сравнение площади России с площадью зарубежных стран.3. Постройте круговую диаграмму «Распределение морей, омывающих берега России, по океаническим бассейнам». 4. Проект «Особенности морей России». Выявите основные природные особенности морей, особенности исследования и использования человеком.5.Составьте вопросы к игре «Моря России» (задания группам).3. Составьте филворд по теме «Исследователи России».4. Составьте задачу на подсчёт времени. Рельеф, геологическое, тектоническое строение и полезные ископаемые. Геологическое летоисчисление. Основные формы рельефа России. Зависимость размещения форм рельефа от тектонического строения. Закономерности размещения полезных ископаемых. Неблагоприятные явления природы, связанные с рельефом. Показывать основные формы рельефа на карте, составлять их характеристики, используя различные карты и геохронологическую таблицу. Показывать основные месторождения РФ на карте и обозначать их на контурной карте. Объяснять размещение основных полезных ископаемых, в том числе и своей местности. 1. Найдите в литературных произведениях описание разных форм рельефа России.2. Постройте диаграмму «Высочайшие вершины России», обозначьте их на контурной карте.3. Постройте профиль рельефа (территорию выберите самостоятельно).4. Напишите сочинение – размышление по теме «Рельеф – каркас природы».5. Составьте наглядный словарь терминов по изучаемой теме.6. Подготовьте выступление о последних сильных землетрясениях в России.7. Компьютерная презентация «Основные формы рельефа России». Творческие и исследовательские задания в тематическом планировании курса «Природа России». ТЕМА КУРСА ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЧТО НУЖНО УМЕТЬ ТВОРЧЕСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ Введение. Особенности и задачи экономической и социальной географии России. Методы экономической и социальной географии. Читать и анализировать карты России. 1. Проект «Образ мира».2. Подготовьте сообщение «Творцы отечественной географии». 3. Наглядное пособие «Методы экономической и социальной географии». Россия на карте мира. ЭГП и ПГП России, основных экономических партнёров. Понятия «геополитика», «геополитическое положение», «геополитическое влияние», «демаркация», «делимитация», «демографическое давление», этнос», «миграции», «сальдо миграции», «импорт», «экспорт». Показывать границу России, пограничные государства, государства СНГ.Давать характеристику ЭГП и ПГП Россиипо картам атласа. 1. Проекты «Они были первыми»,«Топонимика – зеркало края».2. Подготовьте сообщение по темам: «Границы России», «Русские в ближнем зарубежье», «Проблемы экономических связей в современный период» и другие.3. Составьте схему «Россия – самая большая по площади страна в мире», указав преимущества и сложности.4. Составьте тесты по теме «Россия на карте мира».5. Подготовьте диспут «Территория – величайшая общечеловеческая ценность».6. Компьютерная презентация «Границы России». Человек и природа. Природные условия и природные ресурсы России, влияние природных условий на жизнь и деятельность человека, понятия «экологическая ситуация», «рекреация», «адаптация», виды адаптации.Классификацию природных ресурсов, проблемы их использования. Читать и анализировать тематические карты. Показывать размещение природных ресурсов по территории России.Давать хозяйственную оценку природных ресурсов региона. 1. Проект «Опосредованное влияние природы на человека».2. Выпустите буклет «Adaptatio».3. Подготовьте выступления по темам: «Строительно-климатическое районирование территории России», «Кулинарные «пристрастия» народов России», «Экологическая инфраструктура».4. Напишите сочинение – эссе по темам: «Человек – царь природы», «Мы не будем ждать милостей от природы», «Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек», «Природа – арена труда и отдыха», своя тема. 5. Разработайте кодекс для туриста, который бы включал перечень правил поведения в природе.6. Компьютерная презентация «Природно-рекреационные районы России». Творческие и исследовательские задания в тематическом планировании курса «География: население и хозяйство России». ТЕМАКОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ Введение. Особенности географиче-ского положения Владимирской области. АТД Владимирской области. Понятие о краеведении. Источники краеведческих знаний и методы получения краеведческих знаний. История заселения Владимирского края. Владимирский край в судьбе России. «Владимирский калейдоскоп» - творческий салон. Современное географическое положение Владимирской области и его влияние на развитие территории. АТД области. ГП Судогодского района. Определение по картам географического положения Владимирской области, крайних точек ее территории, протяженности. Определение границ Владимирской области и пограничных областей.Определение по картам состава территории Владимирской области. Составление краткой характеристики географического положения Судогодского района. Творческие работы: «Лучше нет родного края», «И мал золотник, да дорог», «Образ родного края». Компьютерная презентация «Моя малая родина». Исследовательские работы: «Основные причины изменения географического положения Владимирской области во времени», «Судогодские краеведы», «Яркие страницы истории моего края» (Владимирская область, Судогодский район), «Моё географическое открытие на территории своего края» (с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов, результатов походов по родному краю). Разработка инновационного исторически ориентированного проекта «Духовное возрождение своего края».Отчёт по экскурсии «Краеведческий музей». Природа Владимирской области. Геологическая история земли Владимирской. Рельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые Владимирской области. Хозяйственная оценка и использование полезных ископаемых. Климатические факторы и формирование климата Владимирской области. Времена года в нашем крае. Климатические особенности и агроклиматические ресурсы Владимирской области. Состав и размещение внутренних вод, их режим и зависимость от источников питания. Значение и проблема рационального использования водных ресурсов. Условия образования и основные свойства почв области. Главные типы почв и пути их бережного использования. Растительный и животный мир области. Характеристика и рациональное использование биологических ресурсов нашего края. Природные районы Владимирской области и Судогодского района. ООПТ. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых. Обозначение на контурной карте основных тектонических структур, рельефа и залежей полезных ископаемых области. Составление характеристики климата нашей местности и составление прогноза погоды на ближайшее время. Определение по картам географического положения речных систем, озер, заболоченных территорий Владимирской области и обозначение их на контурной карте. Составление по картам и другим источникам краеведческой литературы комплексной характеристики реки Судогда или другой реки, протекающей на территории Судогодского района. Объяснение причины образования разных типов почв и взаимозависимости растительности и животных на территории Владимирской области. Изучение системы ООПТ Владимирской области. Творческие работы: «Наш край в геологическом прошлом», «У природы нет плохой погоды», «Визитные карточки» природных районов Владимирской области». Отражение особенностей природы в пейзажной живописи, художественное описание географических объектов на территории нашей области в поэзии и прозе.Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах и искусстве.Кроссворд по теме «Природа моего родного края».Кроссворд с фрагментами по теме «Растительный и животный мир Владимирского края».Отношение к родной земле, отражённое в рисунках, сочинениях и стихотворениях собственного сочинения.Разработка и защита проектов: «Погода и здоровье человека», «Традиции, обычаи русского народа, связанные с водой», «Зона отдыха на реке Судогда», «Мониторинг состояния воздушной среды в моём городе», «Экологический каркас территории моего района», «Новые подходы к районированию территории области по физико-географическим признакам», «Повышение эффективного плодородия почвы при обработке земли ручным плоскорезом». Компьютерная презентация «Заповедные места Судогодского края», «Рекреационные ландшафты Судогодского края». Плакаты по охране природы. Творческие и исследовательские работы в тематическом планировании по географии Владимирской области. 1. Процесс увеличения количества творческих заданий должен носить постепенный характер: освоили учащиеся правила выполнения творческих заданий определенного вида и, соответственно, увеличивается их количество. 2. Увеличение объёма творческих заданий не предполагает отказа от репродуктивных заданий, но их объём должен быть уменьшен. 3. Исследовательские задания являются логическим продолжением творческих заданий, при выполнении которых проводится теоретическое или экспериментальное исследование проблемы. 4. Творческие задания формируют познавательные качества личности, исследовательские - созидательные качества. 5. При выполнении исследовательских заданий учащиеся создают элементы объективно новых знаний (новых для всех), а при выполнении учебных творческих заданий - элементы субъективно новых знаний (новых для себя). Творческие и исследовательские задания в тематическом планировании по географии 6 класса по программе (1 + 1) Творческие и исследовательские задания в тематическом планировании курса «География материков и океанов» Творческие и исследовательские задания в тематическом планировании курса «Природа России» Творческие и исследовательские задания в тематическом планировании курса «География: население и хозяйство России» Творческие и исследовательские работы в тематическом планировании по географии Владимирской области. Использование творческих и исследовательских заданий:- решает проблему накопления оценок активизирует индивидуальный подход даёт возможность для самореализации каждого ученика- формирует у учащихся личностную систему самооценок повышает познавательную активность учащихся и мотивацию к предмету расширяет линейку используемых педагогических технологий повышает эффективность использования дополнительного материала способствует формированию базовых компетенций способствует дальнейшему развитию УУД. Результат: неуспевающих по предмету нет, учащихся участвуют в различных конкурсах, выставках, конференциях, выбирают элективный курс и экзамен по предмету в 9-м классе, участвуют в работе ШНО. Анкетирование учащихся показывает, что: - 90% обучаемых считают, что умеют выполнять творческие задания- 75% обучаемых выполняют творческие задания с желанием- 78% учащихся используют компьютер для выполнения творческих заданий- 60% учащихся вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи (задания).Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызывает повышенный интерес к изучению предмета. Данные типы заданий укрепляют географические знания, помогают разбираться в жизненных проблемах и ситуациях.Творческие задания позволяют получить каждому ученику хорошую оценку, т.к. ребёнок выбирает то задание с которым он лучше справится. На основе заданий определяющих предметные и метапредметные достижения, можно проводить диагностику личностных достижений учащихся. Если в процессе обучения школьников будет использована система,позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.