Метод проектов и его использование. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Шкуро В.В.


Участие хотя бы в самой маленькой поисковой работе позволяет раскрыться обучающимся и судить о степени их одарённости. Радость познания Самостоятельность поиска Радость творчества НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ ! Проникновение в художественный мир произведения Создание творческихпроектов,презентаций Ответы на вопросы,которые скрытыв тексте Кого считать одарённым? Детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.Детей с высоким уровнем творческих способностей.Детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности.Детей, хорошо обучающихся в школе(академическая одарённость). Вдохновение! Скорей проснись! Взгляни в окно!Весна пришла уже давно!Скворец запел – зима ушла,Капель поёт уже с утра.Подснежник белизной сияет,Ведь первым он весну встречает.И счастлив ты, и счастлив я,Что, наконец, Она пришла.Ручьи играют в догонялки,Повеселели даже галки.Дождливых нет на небе туч.Ласкает утро солнца луч.И птицы с юга уж летят,Все на весну взглянуть хотят…А я к травинке прикоснусь,По лугу вихрем пронесусьИ первый отыщу цветок,Услышу птичий голосок.Цветов красивых я нарвуИ первой встречной подарю…И расцветёт моя душа…Сведёт с ума меня весна. Весна. Глобальные задачи Создание системы воспитания и обучения одарённых и талантливых детей. Разработка теоретических и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребёнка Школьные образовательные центры Историко-патриотический Эколого-биологический Литературно-краеведческий В 2006 году - 2 место в районной олимпиаде по литературе, в 2007 – 3 место, в 2008 году - 1 место в районной олимпиаде по русскому языку. В 2006-2007 учебном году два ученика явились победителями районного слета в номинации «Литературное краеведение» и «Поэтическое творчество», а одна ученица два года подряд становилась лауреатом краевого туристско-краеведческого слета «Отечество» в номинации «Литературное краеведение». В 2008году – 2 место в номинации «Поэтическое творчество» В 2007-2008 учебном году шестеро учащихся стали победителями районного конкурса «Вера в моей жизни», их работы вошли в сборник прозаических произведений «Вера в моей жизни». Работа с одарёнными детьми в сфере информационных технологий Самостоятельная работа учащихся на компьютере Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях Разработка ученических презентаций Использование Интернет - ресурсов Создание ученических проектов Создание презентаций по определённым темам и разделам программы. Многие презентации учитель может легко использовать на любом этапе урока или в ходе лекции. С 2008 по 2014 год в районном туристско-краеведческом слёте в номинации «Литературное краеведение» учащиеся МОУ СОШ №7 занимали первые, вторые и третьи места, а в номинации «Литературное творчество» занимают только первые места. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Обучение на активной основе, т.е.через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Данный метод не является открытием нашего времени: он возник в начале XX века в США и связан с разработками американского философа и педагога ДЖ. Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. В России этот метод связан с С.Т.Шацким. Основные целиметода проекта Решение важной проблемы и получениерезультата Практическаяценность Право выбора,проявление инициативы Приобретение дополнительных знаний Проведениесамостоятельныхисследований Развитие навыковсамостоятельнойработы схудожественным илитературоведческимтекстом Обогащение читательского опыта Собственная интерпретация художественного материала, новый взгляд на художественноепроизведение Конечный результат Основныедидактическиетребования Наличие значимой в исследовательском,творческомплане проблемы Самостоятельная(парная, индивидуальная,групповая)деятельностьучащихся Практическая, теоретическая, познавательнаязначимость предполагаемых результатов Структурированиесодержательной части проекта Использование исследовательскихметодов РОЛЬУЧИТЕЛЯ Консультирует Составить план Помогаетвыделить главное Подобрать литературу Грамотно оформить работу План Введение Основная часть Заключение Список использованной литературы Название Структураработы Основные этапы работы над проектом Погружение в проект Организация деятельности Осуществление деятельности Презентация результатов Этапы деятельностиучащихся по подготовке к созданию проекта Выбор области исследования, определение проблемы и темы Уточнение формулировки темы, подбор необходимой литературы Изучение литературы и конспектирование Подготовительный Этапы деятельностиучащихся по подготовке к созданию проекта Введение: указание цели исследования, проблемы, которую предполагается решить Обзор литературы, обоснование точки зрения, анализ текста, описание материала, обобщение Заключение: делаются выводы;прилагается список использованной литературы Основная часть Соответствие содержаниявыбранной теме Анализ результата своей деятельности Умение держаться перед публикой,грамотно и аргументированно говорить Возможность практического применения проекта Параметры внешнейоценки проектов Значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем Дизайн проекта(эстетика оформления) Самое существенное и важное Помощь в формировании самосознания школьника Обретение позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе Активизация самостоятельной деятельностикаждого ученика, повышение интереса к изучению литературы Проект: «Лицей начало положил всему»Тип проекта: исследовательский, творческий. Алгоритм работы над проектом Проблема Определение истоков таланта замечательного русского поэта А.С.Пушкина. Мы мало знаем о лицейском периоде жизни поэта. Почему? Не интересуемся.Не задумываемся о важности данной проблемы. Нет достаточного материала в учебниках и хрестоматиях. Что делать? Изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации. Как? Изучить документы, воспоминания современников;Отобрать материал для решения данной проблемы, иллюстрации, картины. Что получить? (результат) Что получить? (результат)Творческий проект «Лицей начало положил всему».Познавательный (знания о лицейском периоде жизни поэта и о его окружении).Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание).Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность). Проблема Теоретико–литературная - «Сходство и отличие народной и литературной сказки» Почему? Невнимательное отношение к слову, отсутствие необходимого опыта интерпретации народных и литературных сказок. Чтоделать? Чтение литературных и фольклорных сказок, подбор картин и иллюстраций к сказкам; выявить особенности фольклорной и литературной сказок.Определить, что такое сказка и почему её любят как дети, так и взрослые. Выявить сходство и отличие народной и литературной сказки. Определить истоки творчества, народность и новаторство А.С.Пушкина – сказочника. Как? С использованием дифференцированных групповых заданий С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра) Чтополучить?(результат) Презентация проекта «Сказка народная и литературная».Сборник работ учащихся “Сочини сказку”. Познавательный (расширение знаний о сказке и её роли в жизни человека, о поэте - сказочнике. Воспитательный (эстетическое, нравственное воспитание)Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, исследовательские умения) И.И.Шишкин. На севере диком. 1891 Г. Гейне «Сосна» М.Лермонтов «На севере диком» Сосна стоит одинокоНа севере на холодной вершине.Она дремлет, белым покрывалом Окутывают её лёд и снег.Она мечтает о пальме,Которая далеко на востокеОдиноко и молча печалитсяНа пылающей скале. На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна.И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.И снится ей всё, что в пустыне далёкой –В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утёсе горючемПрекрасная пальма растёт. Поиграем в буриме ------------------ одинокий------------------ крутом;----------------- покрытый----------------- ковром.----------------- пальма,---------------- стране,---------------- печали,---------------- скале. ------------------ скале,----------------- белеет,----------------- мгле,---------------- лелеет.--------------------- ему,------------------ востока,--------------на холму----------------- одиноко. Переводы стихотворения Г.Гейне Могучий дуб на севере стоит,Покрытый в белый хладный саван,Он жив под снегом, но душа скорбит,Тоска уж льётся горькой лавой.Восток он видит, пальму среди скал,Что молчаливо в одиночестве стоит.Свою подругу дальнюю узнал,Она ведь тоже без любви грустит. Саламова В. На вершине, среди голых скал,Могучий дуб, весь скованный дремал.В оковах снежных, в хладном серебреОн счастлив был, но только лишь во сне.В мечтах он видел, словно наяву,В краю далёком милую сосну.Она печальна, молчалива и грустна,Прекрасна и по-прежнему одна. Мамедова Т. Результаты буриме На севере кедр одинокийНа берегу стоит крутом;Саваном белым покрытыйИ снежным сыпучим ковром.А в снах ему грезится пальма,В далёкой восточной стране,Грустна, постоянно в печали,Одна на высокой скале. На высокой холодной скалеОдинокий дуб белеет,Дремлет он в суровой мгле,А пурга его лелеет.Навевает сны емуО пальме, гордости Востока,Что грустит на жгучем холму, Прекрасна, но так одинока. Достойные переводчики На севере дуб одинокийСтоит на пригорке крутом;Он дремлет, сурово покрытыйИ снежным, и льдяным ковром.Во сне ему видится пальма,В далёкой восточной стране,В безмолвной, глубокой печали,Одна, на горячей скале. А.А.Фет На севере мрачном, на дикой скале,Кедр одинокий под снегом белеет,И сладко заснул он в инистой мгле,И сон его вьюга лелеет.Про юную пальму всё снится ему,Что в дальних пределах Востока,Под пламенным небом, на знойном холмуСтоит и цветёт одиноко. Ф.И.Тютчев