Методический семинар Проектная деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования»


Методический семинар учителя начальных классов МБОУ Почётненский УВК Скельсаровой Натальи Викторовны «Проектная деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования» 2015 г. ФГОС НОО:Первый плюс нового ФГОС НОО – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС НОО – это попытка вернуть школе воспитательную функцию. Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы. Актуальность выбранной темы «Проектная деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования» заключается в том, что, выполнение проекта позволяет сформировать у учащихся мотивацию к познавательной деятельности, которая нацеливает воспитанников на поиск новых знаний, помогает не только сформировать опыт, необходимый для решения жизненных проблем, но и строить собственную жизнь успешной и значимой для общества. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом - выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Проект - это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио Этапы проектной деятельности:- мотивационный (учитель: предлагает проблему, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее - с увеличением ученической самостоятельности);- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:1. Рефлексивные умения: осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умение взаимопомощи в группе при решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.5. Коммуникативные умения: инициировать учебное взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы. Активное включение обучающихся в создание проектов дает им возможность осваивать совместную деятельность, планировать свои действия, при необходимости корректировать их, взаимодействовать друг с другом, учиться считаться с мнением товарищей, расширять свой жизненный опыт, т.е. реализуется системно-деятельностный подход в обучении, который является основой ФГОС НОО. Работа над проектами в фотографияхПроект «Правила дорожного движения» Проект «Здравствуй, школа!» Проект «Наша безопасность» Проект «Праздник красок» Проект «9 мая» Подготовка к проекту «9 мая» Проект «Нормы ГТО - нормы жизни» Проект «Школа культуры здоровья» Проект «Село, моё родное село» Проект «Крым в моём сердце» Спасибо за внимание!