Презентация на тему Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла
Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
Главная задача воспитания – передача ребенку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру.
Стефан Цвейг «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой ребятишек, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один»
Турецкий переводчик и критик Э. Гюней: «Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного. Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм».
Украинский писатель Иван Франко: «…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…»
Александр Солженицын «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра».
Василий Александрович Сухомлинский «Язык – это духовное богатство народа. Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы».
Основные направления нравственного воспитания:1. Уроки должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки через сравнивание свей позиции с изучаемым предметом нравственной деятельности. 2. Уроки должны быть направлены на формирование эмоционально- чувственной стороны у ребенка. 3. На уроках должны присутствовать новизна фактов и ситуации. 4. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины. 5. Уроки должны затрагивать одни и те же нравственные категории в разных эпохах.
Фёдор Михайлович Достоевский «Возжигай ежедневно душеспасительную свечу в сердцах доверенных тебе детей и награды за это никогда не ищи, ибо и без того уж велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает»