Презентация по русской литературе КОНКУРС ЗНАТОКОВ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА
Цель урока: Прививать навыки выразительного чтения;Учить сопоставлению текстов;Развивать представления об особенностях жанра басни. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. Очень ярко проявился талант Крылова в баснях. Басни писали и до Крылова, но поэт писал их так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.Каждый год на уроках литературы мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний урок проведём в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен. конкурс «Блиц-опрос» В каком городе родился и вырос Крылов? (в Москве) Какое образование получил и почему?(занимался самообразованием, т.к. семья бедствовала)Кто был первым наставником Крылова в детстве?(мама) любимый жанр творчества Крылова?(басня)Чьи басни стали для Крылова образцом?(басни Эзопа) Как в народе прозвали Крылова?(«дедушка») * Что такое басня?(краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)Назовите основные черты басни. аллегория – иносказание, мораль - нравоучение) Где установлен памятник Крылову?(в Петербурге, в Летнем саду) У. Какие герои басен здесь зашифрованы?– и – и – а о – ё –– о – ь – а– о – о – е –в – – – – у – а – е – – т – е – о – а Кто из персонажей говорит? Из какой басни? -Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питье моёС песком и илом?-Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица…-Все про очки лишь мне налгали; А проку нб волос нет в них… (Волк, «Волк и ягнёнок»)(Лисица, «Ворона и лисица»)(Мартышка, «Мартышка и очки») - Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки..- Постойте ж, я сыскал секрет! Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем!-Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.-Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?-Я ваш старинный сват и кум.-Послушай-ка, дружище! Ты сказывают, петь великий мастерище. (Моська, «Слон и Моська»)(Осел, «Квартет»)(Свинья, «Свинья под дубом») (Муравей, «Стрекоза и муравей»)(Волк, «Волк на псарне»)(Осёл, «Осел и соловей») Загадочные животные кволпухетрайвеумгубольёсоллсон Здесь даны названия животных – героев басни. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных. -Что у вас получилось? Отгадайте, что здесь перепутано?"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит"."Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"Надо: "Петушок"."Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись"."Взялись"."Ворона гавкнула во все воронье горло"."Ворона каркнула"."Мартышка к старости слаба ушами стала"."Глазами"."Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит"."Шавка говорит". Задание: Помогите герою басни найти свою пару: Свинья Моська –Повар - Ворона - Ягнёнок – Кукушка – Муравей - Парные заглавия басен Крылова «Волк и ягненок» «Ворона и Лисица» «Волк и Журавль» «Лев и Комар» «Кошка и Соловей») «Мышь и Крыса» «Мартышка и Очки» «Кукушка и Петух» «Зеркало и Обезьяна» «Слон и Моська» «Кот и Повар» «Стрекоза и Муравей» «Осел и Соловей» «Ворона и Курица»«Дуб и Трость» «Лягушка и Вол» «Чиж и Голубь» «Щука и Кот»«Петух и Жемчужное зерно» «Лисица и Сурок» * конкурс «Инсценировка басни» Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. П.А. Вяземский