Презентация по уроку технологии на тему Изготовление текстильной куклы(7-8 классы)
Мастерская куколПрограмма курса по выбору для учащихся 9-х классовАвтор составитель: учитель технологии Мальцева Елена Васильевна МКОУТСОШ №1 р.п. Тальменка Алтайский край
Куклы и людиДля девочек 9-х классов, кто интересуется профессиями типа «Человек-человек» и «Человек-художественный образ» предлагаю курс знакомства с профессиями «Кукольная мастерская». На занятиях курса школьницы знакомятся с профессиями людей, которые соприкасаются с куклами, с историей возникновения и технологией изготовления кукол. Ученицы, узнают о роли куклы в народных обычаях и традициях, а также с возможностями использования этих знаний и умений при гуманитарной профильной специализации. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с элементами профессиональной деятельности учителя, воспитателя дошкольного учреждения, педагога дополнительного образования, актера кукольного театра, дизайнера , мастера кукольника ; получают представление об исследовательской работе. Программа состоит из трех модулей: «Куклы в древности», «Куклы-обереги», «Куклы-сувениры».Курс состоит из теоретической части и практической работы учащихся-изготовления различных видов кукол. Программа рассчитана на 18 часов учебного времени. Основная цель курса - определиться в выборе дальнейшего образования, расширить познания учащихся в области народной культуры через выполнение практической работы по изготовлению кукол. Формами организации познавательной деятельности учащихся являются: знакомство с куклами, изготовленными учителем и ученицами прошлых лет , беседа, дискуссия, работа в группах, индивидуальная работа учащихся, работа с источниками информации.
Уроки с кукламиПроцесс самоопределения оказывается в фокусе внимания педагогов, психологов, родителей и самих учащихся в подростковом возрасте . Важно заранее подготовить хорошую основу, на которую этот процесс будет в дальнейшем опираться.Основной задачей этого подготовительного этапа будет формирование психологически здоровой личности подростка с положительной мотивационной установкой к выполнению различных видов деятельности. Для этого мы можем смоделировать такую ситуацию, в которой ребёнок получит возможность приобрести реальный опыт осмысленного выбора направлений и способов деятельности.
Сотрудничество с педагогом – психологом.Занятия курса в 2009-2010 учебном году проходили совместно с педагогом – психологом Паршонок Т.В., которая проводила диагностику в начале и в конце курса. Диагностика показала: снижение уровня тревожности по шкалам"Общая тревожность в школе" (повышенный уровень в начале курса и низкий в конце) "Страх самовыражения" (повышенный уровень в начале курса и низкий в конце); повышение уровня творческих способностей«Уровень творческих способностей» (низкий и средний в начале курса и средний и высокий в конце).склонность к профессиональному типу «Человек-человек»72% учащихся имеют высокую склонность к преподавательской деятельности и 38% среднюю склонность. При этом не наблюдается динамики мотивации к обучению в школе. В конце курса наблюдается более равномерное распределение учащихся в группах с высокой, хорошей и средней мотивацией.Таким образом, можно говорить о том, что продуманное включение элементов сотрудничества в организацию курса по выбору профессии в 9 классе может быть использовано как один из способов снижения уровня общей школьной тревожности, повышения уровня групповой сплочённости класса , а также формирует положительную мотивацию к занятиям практической деятельностью.
В итоге подросток учится соотносить свои желания («хочу», «могу», «надо»). Именно умение находить динамическое равновесие составляющих триады "хочу" – "могу" – "надо" и позволит в дальнейшем эффективно осуществлять серию выборов жизненных стратегий и направлений деятельности.Курс «Мастерская кукол» отличается практико-ориентированной направленностью, на котором сам процесс деятельности представлен в наиболее наглядном и конкретном виде.2. Совместное планирование и проведение уроков технологии педагогом и психологом позволяет, не меняя содержания учебного материала, включить в структуру урока психологический компонент, в результате мы выходим на новый уровень взаимодействия педагога и психолога, который позволяет соединить накопленные в обеих смежных областях знания на практике. Происходит реальная интеграция, нахождение точек соприкосновения педагогики и психологии. Реализация психологических задач осуществляется за счёт введения в урок специфических компонентов (диагностики творческих способностей, анализа профессиограмм творческих профессий и т.п.), способствующих организации процесса межличностного взаимодействия, формированию рефлексивных навыков и т.д. 3. Немаловажной является и реальная возможность повлиять на уровень сплочения класса, снижение уровня конфликтности и эмоционального напряжения, а также уровня школьной и личностной тревожности в классе.
Используя данную форму работы, мы решаем следующие задачи:Сравнительный анализ результатов диагностики в начале и конце данного курса показывает, что благодаря включению элементов тренинга сотрудничества в процессе проведения курса знакомства с профессиями в течение учебного времени произошло достоверно значимое увеличение количества учащихся с положительной мотивацией к занятиям (в середине курса на 21% и в конце курса на 17,5% по сравнению с началом), что говорит не только о повышении показателя, но и об его стабилизации; повышение уровня групповой сплочённости класса в целом (средний уровень в начале года и высокий уровень в конце), в том числе повышение уровня ценностно-ориентационного единства (средний уровень в начале курса и высокий уровень в конце) и психологического климата в классе (низкий уровень в начале курса и средний уровень в конце).
Кукольные историиВ прежние времена традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер.Преимуществом такой куклы было ее быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде.Такая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Тряпичные куклы Куклы не всегда были игрушками. Наши предки наделяли их силами богов, прося защиты от врагов и природных явлений.Появились куклы-чучела, которых приносили в жертву богам. Без кукол не обходился ни один праздник. Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол. Куклы-обереги спасали человека от опасностей. У таких кукол лицо не изображалось, а это было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная для вселения в нее злых сил. У каждой куклы было свое имя: «Купавка», «Крупеничка», «Куватка», «Масленица» и тд.Кукла - куватка
Тряпичные куклыКукла скруткаСвадебные пары
Батюшка - домовойНа Руси домового почитали как начальника над всеми домашними духами. Домовой наделялся различными обликами, особенностями и способностями. Считалось, что они оберегали домашний очаг.При переезде в новый дом для домового готовили старый лапоть и зазывали его туда специальными приговорами: «Вот тебе сани, поезжай с нами».
«Домовой-домовой, успокой мое дитя»Работы девочек 9-х классов, 2009 год. Домовые – покровители жилья и людей.Домовой сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед.
Кукла больше, чем просто игрушкаРусская народная игрушка напоминает нам, что есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы. Это и есть самое главное этическое и духовное здоровье человека.Вот основные моменты народной педагогики:Введение с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов.Знакомство с календарным циклом и русскими народными обрядами.Освоение через игрушку этноса, введение в его культуру, становление ребенка в качестве сына или дочери своего народа.Вовлечение в традицию народного творчества путем участия в создании игрушек с самого малого возраста.Воспитание творческого отношения к труду.Народная игрушка способна к бесконечному развитию, она дает безграничные возможности творческой самореализации ребенка.
Для детей куклы не только игрушки, но и друзья. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, проявлять милосердие, тренируют память.Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой.Игры с куклами – это уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.Дети и куклы
Дети и куклы Каждый может сделать свою куклу. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность. Сейчас популярны куклы – сувениры, изготовленные своими руками. Образы у кукол могут быть разные – это и гном, и бабушка – рукодельница, кукла в костюме морячки, Лиза в народном костюме.
Куклы сувениры из текстильных материалов.
Куклы сувенирыКуклу изготовила Сезёмина Женя, выпускница 2006 года.Куклу изготовила Мальцева Ксения, выпускница 2006 года.
Куклы сувенирыБабушка – рукодельница в 2006 году была представлена на международной выставке «Первый сибирский кукольный карнавал» .
Куклы Тильды
Коллекционные куклы . Куклы из пластика.
ЛитератураКуклы.В.С.Горячева. Ярославль «Академия развития», 1999 г.Читаем, учимся, играем. Научно-методический журнал. №7, 2002 г.Азбука быта. Мир игрушек и поделок. Составитель О.В.Парулина. Смоленск: Русич,2000 г.Журнал «Читаем, учимся, играем» №7, 2002гЖурнал «Лиза» №17, 2007гЖурнал «Магия дома» №21-октябрь 2006гЖурнал «Магия дома» №12-июнь 2007гЖурнал «Гороскоп» -март 2009гЧудеса из ткани своими руками. Ярославль «Академия развития»,1997 г.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Игрушки. Автор-составитель Н.Г.Юрина фирма «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Семейная библиотека», 1999 г.4. Обереги своими руками. Укрась и защити свой дом.Традиции. Символика. Технология. Анджела Шептуля.- М.: Эксмо, 2006.- 64 с.: ил.5. Такие разные куклы. Кузьмина М., Кузьмина Н., Максимова М. –М.,20046. Русские обряды и традиции: Народная кукла. Котова И.Н., Котова А.С. – СПб., 20037. Журнал «Миша» №6, 1998 ст. «Кукольные истории» Н. Юрина