Презентация Как выбрать профессию


Как выбрать профессию? Стол, за которым ты сидишь,Кровать, в которой ты уснёшь,Тетрадь, ботинки, пара лыж,Тарелка, вилка, ложка, нож,И каждый гвоздь,И каждый дом,И каждый ломтик хлеба – Всё это создано трудом,А не свалилось с неба!За всё, что создано для нас,Мы благодарны людям,Придёт пора, настанет час –И мы трудиться будем пословицы и поговороки   о   трудеЛето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Дело мастера боится. Труд кормит, лень портит. Кончил дело — гуляй смело. Всякий человек на деле познаётся. Труд — дело чести, будь в труде на первом месте. Всякое дело человеком ставится, человеком и    славится.  Гляди не на человека, а на его дела. Птицу узнают в полёте, человека — в работе.  Не смотри на лицо, а смотри на дело.




1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.  2. Склонности (интересы, мотивы труда).          Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).   3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).             Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. 4. Уровень притязаний и самооценка.          Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.   5. Мнение родителей, семьи.          Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили  свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.           С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.   6. Мнение сверстников.            Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию».  Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный  выбор. 7. Позиция учителей, профессионалов.         Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности. Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью  специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием. 8. Личный профессиональный план (ЛПП). За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно  ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:- Человек - природа.- Человек - техника.- Человек - человек.-Человек - знаковая система.-Человек - художественный образ. Задание в группах Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.  Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно. Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, школьный учебник, булочка.      Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный  русский историк и государственный деятель В. Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:-нужные науки - образование, здравоохранение, экономика, право;- полезные науки - сельское хозяйство, биология, физика, математика;- щегольские (увеселяющие) науки - литература и искусство;- тщетные науки - алхимия, астрономия;- вредительские науки - колдовство. - Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным,  какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? В вашем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я -хочу, Я -могу, Я –надо. Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Чтобы вероятность ошибки была минимальной надо 1. решить какой путь избрать после 9-го класса (продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях). В современных социально-экономических условиях первостепенное значение имеют: социальный заказ, положение на рынке труда; уровень материального обеспечения семьи; возможность получения помощи в обучении; местная инфраструктура профессионального образования (наличие учебных заведений). Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на: знаниях о мире профессий; знаниях о выбираемой конкретной профессии; изучении своих интересов; изучении своих способностей; знании своих сильных и слабых качеств; состоянии своего здоровья; учете материальных условий семьи; учете ситуации на рынке труда. Ошибки при выборе профессии: увлечение внешней или частной стороной профессии; незнание мира профессий, выбор «за компанию»; неумение разбираться в своих способностях; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства. Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Все работы хороши только для общества в целом, а для каждого человека в отдельности какие-то работы могут оказаться и плохими. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных работ, если он близко познакомится с ними. Первое типичное заблуждение: выбравший престижную профессию иногда полагает, что хорошее отношение людей к данной работе автоматически будет перенесено и на него. Второе заблуждение — это когда человек считает, что престиж профессии вечен и неизменен. Третье заблуждение связано со вторым — это расчет на широкую известность. Четвертая ошибка — оценка престижной работы только с парадной стороны. Но не впадайте и в другую крайность — не воспринимайте все рассказанное как систему запрещающих знаков и не шарахайтесь сразу же от малейшего сходства вашей собственной ситуации с каким-либо из прочитанных только что примеров. Вполне возможно, что председатель колхоза или директор завода будут агитировать вас идти как раз туда, где вы найдете себя и будете счастливы. И желанные техникум или ПТУ могут оказаться рядом с домом. И намерения родителей не обязательно войдут в противоречие с вашими собственными. И пятерка по математике приводит в большую науку. Все зависит от того, насколько серьезной для себя — и для общества — вы считаете задачу выбора работы и как будете ее решать. Пять наиболее ценных профессий в 2014 году 1. Квалифицированные рабочие. Здесь речь идет в первую очередь о сварщиках, токарях, мастерах по ремонту и электромонтажниках. Высокий спрос на эти специальности, да и на все рабочие профессии в целом, держится последние два года и не спадает. 2. Врачи. Медики в России пребывают в постоянном дефиците, поэтому рынок труда с радостью готов впитать в себя новых работников, причем, неважно, какой специализации. Нужны все. Больше всего платят стоматологам.3. Инженеры. Толковые специалисты этого профиля тоже нужны всегда. И стагнация экономики и производства, которая наблюдалась в России в 2013 году, здесь вовсе не помеха. Квалифицированные инженеры нужны рынку, как воздух, - и в производстве, и в строительстве. 4. Программисты. Интерес рынка не ослабевает и к этим специалистам технического профиля. Они по-прежнему востребованы. И что немаловажно - дефицитны.5. Топ-менеджеры. Речь идет о руководстве высшего звена: генеральных директорах, директорах крупных холдингов, коммерческих директорах, менеджерах по развитию и по продажам. Хоть спрос на таких руководителей в последнее время несколько и снизился, однако они все равно остаются востребованным и наиболее высокооплачиваемым персоналом.  Какие специальности в России на ближайшие 10 лет наиболее востребованы 1.       IT-специалисты, разработчики и создатели компьютерного аппаратного обеспечения — в век активного развития технологий, организациям будут остро требоваться грамотные работники.2.       Инженеры. Уже сегодня, существует нехватка инженеров, особенно руководителей среднего звена. А так же, сочетания технического и юридического образования.3.       Специалисты нанотехнологий — данная область охватит машиностроение, в сельском хозяйстве, пищевую промышленность и медицину.4.       Маркетологи. От перенасыщения товарами на российских рынках, маркетолог будет востребован как никогда, для разработки стратегий в компании.5.       Специалисты в сфере логистики — потребуются на мировой рынок большим притоком. В связи с огромной потребностью организации и координации поставок товаров, от производства до точек их реализации. 6.       Экологи — в будущем проблема экологии в глобальном мире, стоит на первом месте. Предполагается, что борцы за сохранение окружающей среды, будут пользоваться большим спросом.7.       Химики потребуются больше, в области энергетики. Хотя, ученые уже занимаются работой по развитию альтернативных источников энергии.8.       Специалисты по биотехнологиям, будут нужны для создания новых источников питания, устроенных на основе живых микроорганизмов.9.       Медики — популярность и спрос этого вида деятельности, связан с поиском человечества, средств продления жизни.10.      Инженеры нефтехимической и  нефтедобывающей промышленности, особым спросом будут пользоваться уже через несколько лет. Это связано с резким скачком развития производства в данной сфере. И какой бы ответ ни получился в итоге, кем бы вы ни захотели стать и кем бы ни стали, искренне желаю, чтобы вам всегда хотелось утром идти на работу.И конечно, чтобы вечером хотелось идти домой. Удачи. Спасибо за внимание.