презентация по технологии Как выбрать профессию


Ющенко Татьяна Григорьевнаучитель технологии МБОУ «Кузнеченская средняя общеобразовательная школа» Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Цель: Освоение методов и принципов самоопределения в мире профессий.Задачи:систематизировать все профессии по типам и классам, что в значительной степени облегчит задачу поиска профессии и работы с использованием различных источников информации;соблюдать главный принцип выбора профессии с учетом ваших желаний, интересов, склонностей, способностей, преобладающего типа мышления, особенностей здоровья и спроса на выбранную профессию на рынке труда. Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. Профессии систематизируются по типам и классам. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.):"Человек-человек”, "Человек-техника”, "Человек-знак”, "Человек-художественный образ”, "Человек-природа”. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ (по Климову Е.А.) Примеры профессий Требования к качествам работника Связанные+ с медицинским обслуживанием: врач, медсестра, санитар...+с обучением и воспитанием: учитель, тренер, воспитатель...+с бытовым обслуживанием: продавец, проводник, официант... Умение устанавливать и поддерживать контакты общения Умение понимать психофизиологическое состояние людей Умение оказывать влияние на других людей Умение проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность Наличие речевых способностей Развитие словесно-логического мышления не ниже среднего уровня "Человек-человек" Примеры профессий Требования к качествам работника Связанные+с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств: монтажник, сварщик, инженер-конструктор...+с эксплуатацией технических средств: водитель, швея...(+с ремонтом техники: механик, электромонтер, слесарь-ремонтник... Высокий уровень развития: наглядно-образного мышленияпространственных представленийтехнической осведомленности и сообразительности хороших двигательных навыков, ловкости "Человек-техника" "Человек-знак" Примеры профессий Требования к качествам работника Связанные+с текстами: корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь...+с цифрами, формулами, таблицами: экономист, бухгалтер, кассир...+с чертежами, картами, схемами: чертежник, штурман...+со звуковыми сигналами: телефонист, радист... Способности к отвлеченному мышлению к оперированию числами, символами к длительному и устойчивому вниманию к усидчивости развитие математического и словесно-логического мышления "Человек-художественный образ" Примеры профессий Требования к качествам работника Связанные+с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений: художник, журналист, модельер, композитор...+с воспроизведением и изготовлением произведений искусств: ювелир, столяр, закройщик, актер, цветовод-декоратор… Высоко развитые: художественный вкусэстетическая чувствительностьбогатое и яркое воображениеобразное мышление "Человек-природа" Примеры профессий Требования к качествам работника Связанные: +с изучением живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик, геолог...+с уходом за растениями и животными: лесовод, овощевод, зоотехник…+с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер... Наличие: наблюдательности способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатовпрогностических способностейумение менять цели в зависимости от условий выносливости терпеливости к недостатку комфорта в работе КЛАССЫ ПРОФЕССИЙ Класс профессии говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса:алгоритмический (исполнительский) творческий (эвристический) АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ (ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ) отличительные особенности класса Примеры профессий Требования к качествам работника к образованию и квалификации Профессионалы этого класса связаны: -с выполнением решений руководителей-с работой по заданному образцу-с соблюдением правил и нормативов, инструкций (алгоритмов)-со стереотипным (стандартным) решением проблем Агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинистка, оператор, станочник,плотник... +Умение четко выполнять инструкции и указания +Умение работать по образцу+Дисциплинированность Высшего образования в основном не требуется (не обязательно)Достаточно образования на уровне училища, колледжа, техникума... (среднего профессионального) ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ТВОРЧЕСКИЙ) отличительные особенности класса Примеры профессий Требования к качествам работника к образованию и квалификации Профессии данного класса связаны -с анализом -с исследованиями-с испытаниями-с контролем-с планированием своей деятельности и других людей -с организацией и управлением-с конструированием, проектированием-с разработкой новых образцов -с нестандартным принятием решений Врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик... Наличие: +Независимого, оригинального мышления +Лидерских качеств +Умения управлять собой и другими+Организаторских способностей +Развитие интеллекта выше среднего уровня Как правило, требуется наличие высшего образования или специальных курсов повышения квалификации(часто - наличие того и другого вместе и постоянного повышения уровня квалификации УДАЧИ!