Презентация к семинару-практикуму для классных руководителей Подросток в трудной жизненной ситуации
ПОДРОСТОК В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИСеминар-практикумдля классных руководителей
«Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни»Эрих Фромм«Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, их родители»Д.Б. Шоу
Трудная жизненная ситуацияэто ситуация, ОБЪЕКТИВНО нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и СУБЪЕКТИВНО воспринимаемая им как «сложная»,ситуация НЕВОЗМОЖНОСТИ, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних НЕОБХОДИМОСТЕЙ (мотивов, стремлений, ценностей и др.)
Работа в группахЗадание.Назовите как можно больше сказок, в которых каким-либо образом нарушаются права ребенка. Ответ аргументируйте.
Модель адаптации к трудной жизненной ситуации
Стратегия помощи
Раннее выявление и учет детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуацииМетоды: наблюдение,беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских рассказов, рисунков о семье.Результат:социальный паспорт ребенка.
Работа в группахЗадание 1. Назовите категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Задание 2. Назовите признаки, по которым можно определить, что ребенок попал в трудную жизненную ситуацию.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:дети, оставшиеся без попечения родителей;безнадзорные и бездомные дети;дети-инвалиды;дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии);дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий;дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;дети — жертвы насилия;дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях;дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуациюнарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;злоупотребление алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;появление сверхкритичности к себе;разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней;частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуациюнесвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;отсутствие планов на будущее;внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
Исследование особенностей ситуацииЗадачи:Изучить событие, которое привело к кризису.Выявить влияние, оказанное на ребенка.Разделить проблемы по значимости и решить, какая из них самая важная.Результат:выработка стратегии психолого-педагогической поддержки.
Психолого-педагогическая поддержка- сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы.Задача педагога:поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохновение и др.) и способствовать его постепенному закреплению.Форма проявления:акт сопереживания.Средства:речевые, пантомимические, действенные, предметные.
Этапы поддержки
Работа в группахЗадание.Ознакомьтесь с ситуацией, описанной на карточке, обсудите в группе и составьте план Ваших действий в данной ситуации.
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… - Что мне делать?
Отец, вместо ответа, поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо,а в третью насыпал зерна кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе окрасили воду, - ответила она.- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.
- Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым.Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка.
- А кофе?- спросила дочь.- О! Это самое интересное! Зерна кофе не растворились в новой враждебной среде и при этом изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые, оставаясь собой, изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…
Работа в группахЗадание: нарисуйте Герб классного руководителя. Обязательно отразите в нем:личностные качества, помогающие Вам в работе с детьми,вещи или предметы, при помощи которых Вас могут сделать счастливыми Ваши учащиеся,Ваши достижения как классных руководителей,Ваши действия для достижения поставленной цели.Главное условие: заполняя профессиональный герб, необходимо пользоваться только рисунками, а не словами.
«Уборка в доме»Заберу с собой и буду активно применятьБесполезно,не нужноИнтересно, но требует переработки, обдумывания
Спасибо за внимание!!!Успехов, терпения и радости в общении с детьми!!!