Презентация к методическим рекомендациям для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений «Психологические аспекты взаимодействия детского сада с семьей в условиях ФГОС»


Психологические аспекты взаимодействия детского сада с семьей в условиях ФГОС Педагог-психолог МБДОУ № 13 «Сказка»Николаенко Ирина Леонидовна От того, как прошло детство, кто велребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш.В.А.Сухомлинский Воспитание детей трудное и сложное дело, требующее от родителей любви, а так же высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступиться своими личными интересами.Помощь в преодолении ошибок в семейном воспитании, связанных с неправильным, узким представлением родителей об объеме своих функций и возможностях их реализации, на сегодняшний день в дошкольном учреждении оказывается педагогом - психологом. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями зависят: от общей и профессиональной подготовленности психолога, от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности в воспитании ребенка, материального положения и многих других), от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в ДОУ, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации. 1. Психологическое просвещение и психопрофилактика.Психопрофилактика – это предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса.Главной целью профилактической работы в учреждении является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, психолого-педагогическое и правовое просвещение, осуществление социально – психологической помощи семьям воспитанников; содействие развитию и укреплению института семьи, улучшение показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, развитие связи семьи с обществом, установление гармоничных внутрисемейных отношений.Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей; осуществляется в следующих формах: беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др. 2. Психодиагностика.Психодиагностика дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители и педагоги. Психодиагностика родителей может включать в себя: анализ семейного воспитания; определение уровня удовлетворенности родителями результатами учебно-воспитательной деятельности ДОУ; диагностические обследования, опросы родителей с целью изучения детско-родительских взаимоотношений, внутрисемейных отношений, выявления жестокого обращения с детьми и т. д. 3. Коррекционная и развивающая работа.Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. 4. Психологическое консультирование в ДОУ – это система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с педагогами и родителями, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом является выработка рекомендаций коррекционно-профилактического информативного характера. Основные направления и формы работы педагога-психолога с семьями1. Взаимопознание и взаимоинформирование2. Стенды3. Непрерывное образование воспитывающих взрослых Основные формы обучения родителей:1. Мастер-класс 2. Родительский тренинг.Тренинг детско-родительских отношений. 3. Проектная деятельность. 4. Тематические психологические консультации.5. Родительские ринги.6. Круглый стол. В современных условиях популярность набирают такие формы работы с родителями, как онлайн-консультирование, консультирование по Skype, а также мини-консультации в форме «вопрос-ответ» на форумах, чатах. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей, формирующейся в условиях ФГОС ДО, неоспоримы: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; учет индивидуальности ребенка; родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте направление в развитии и воспитании ребенка; укрепление внутрисемейных связей; возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье; возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.Педагог-психолог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в психолого-педагогическую деятельность, заинтересованное участие в учебно-воспитательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!