Презентация на тему: Исследовательское обучение


Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка при освоении окружающего мира. Исследовательское поведение - стремление к исследованию. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовательское обучение - подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Традиционное обучение строится на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Репродуктивное обучение способствует утрате у ребенка главной черты исследовательского поведения – поисковая активность. Происходит:- потеря любознательности;- потеря способности самостоятельно мыслить;- блокировка исследовательской активности ребенка;- затрудняются процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно, и саморазвития. В современном материальном и духовном производстве исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности информационного общества.Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Итак: исследовательский метод один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Основные составляющие: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, сделанные на их основе суждения и умозаключения. Основные этапы исследовательского обучения:актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);формулировка основных вопросов, на которые хотели бы найти ответ;выбор темы исследования (необходимо ограничивать границы исследования);выработка гипотезы;выбор методов исследования;определение этапов исследования;сбор, обработка информации, фиксация полученных знаний; анализ и обобщение полученных результатов; подготовка и проведение выступления; Выбор темы исследования 1. Можно предложить будущие темы исследований.2. Организовать обсуждение выбранных тем.3. Тема должна быть интересна ученику (выбирать наиболее привлекательные темы, необычная формулировка тем, наличие наблюдений, экспериментов…).4. Тема должна быть выполнима за небольшой промежуток времени и принести реальную пользу участникам исследования – приобретение новых ЗУНов. 5. Важно помочь ученику сделать такой выбор, который он считал бы своим. Выбор темы исследования 6. Наличие оригинальности, необычности. Познание начинается с удивления. Оригинальность – не только способность найти нечто необычное, но и умение нестандартно смотреть на обычные вещи. За счет умения находить необычное в обычном развивается креативность.Необходимо учитывать:возможный уровень решения – соответствие возрастным особенностям...желания и возможности – наличие «исследовательской» базы, доступ к ресурсам… Выбор темы исследования 7. Держитесь ближе к той сфере, которую Вы сами знаете лучше…8. Почувствуйте себя исследователем.9. Условно темы можно разделить на 3 группы:- фантастические – о несуществующих объектах или явлениях (проект космического корабля, волшебная машина – макет); - эмпирические, предполагают проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов (объекты наблюдений – сами люди – книга рекордов нашего класса, домашние животные, явления природы...);- теоретические, позволяют обобщить сведения, факты, содержащиеся в книгах, фильмах и др. источниках информации («Тайны звезд», «Египетские пирамиды», «Возникновение мыльных пузырей») – самые сложные, одаренные дети. 10. Можно воспользоваться вопросами, на которые ответят ученики: что мне интересно больше всего? что интересует больше всего (математика, литература, астрономия, история, география, спорт, музыка…)? что чаще делаю в свободное время? по каким предметам получаю хорошие отметки? что из изученного в школе хочется узнать получше? чем я особенно горжусь? Выбор темы исследования Цель и задачи Тема проекта – «Происхождение человека» (здорово, если в классе или у кого-то дома есть энциклопедии, компьютер). Необходимо обсудить и сформулировать с детьми цель исследования («Понять, как происходило превращение древней обезьяны в человека») ее. Задачи исследования позволяют понять, какие действия необходимо предпринять для достижения обозначенной цели, задавая им вопросы, например: С чего следует начать? С чего начинают исследования ученые? Нельзя забывать хвалить детей, внесших свои предложения… Определяются предварительные задачи исследования:собрать доступную информацию;обработать эту информацию;провести наблюдения за эволюционными изменениями человекообразной обезьяны;подготовить отчет о результатах исследования и рассказать перед классом. Методы исследования В ходе коллективного обсуждения выстраивается цепочка методов исследования.Каждый из названных методов прописывается на доске.Проводится наблюдение, опыт, эксперимент.Проводится опрос одноклассников, родственников, учителей… Выдвижение гипотезы Гипотеза – предполагаемый результат исследования: «Возможно, существовало «переходное звено» между обезьяной и человеком…» Определяются источники информации Вспомнить самому все, что знаю о древнем человеке.Прочитать в книге.Воспользоваться ресурсами сети Интернет или мультимедийных дисков.Посмотреть в кино или по телевидению.Спросить у разных людей.ПонаблюдатьПровести эксперимент. Подумать самостоятельно Почитать книги о том, что исследуется Спросить у других людей Посмотреть по ТВ, кино Воспользоваться возможностями ПК Понаблюдать Провести эксперимент Подумать самостоятельно Что знаю?Какие предположение могу высказать?Какие выводы могу сделать из известных мне фактов? Почитать книги о том, что исследуется Начать с энциклопедий и справочников.Воспользоваться библиотекой.Записать все, что узнал из книг. Спросить у других людей Поговорить со специалистами и не специалистами.Пообщаться с друзьями.Уточнить у родственников. Посмотреть по ТВ, кино Образовательные каналы.Видеокассеты.Художественные фильмы. Посмотреть мультимедийные энциклопедии.Поискать в сети Интернет.Отсканировать из энциклопедий. Воспользоваться возможностями ПК Понаблюдать Составить план эксперимента.Провести с предметом исследования определенные действия.Определить, что изменилось в ходе эксперимента.Зафиксировать результаты эксперимента. Провести эксперимент Воспользоваться лупами, биноклями, микроскопами.Научиться пользоваться простейшими приборами. Подумать самостоятельно Что знаю? Где были найдены останки древнего человека.Важную роль играют раскопки, которые проводят учёные – археологи.Какие предположение могу высказать?Может быть не от древней обезьяны произошел человек.Какие выводы могу сделать из известных мне фактов?Оказывается, я что-то знаю о происхождении человека. Спросить у других людей Задавать вопросы как взрослым, так и сверстникам нелегко.Еще труднее услышать и воспринимать ответы других.Известно, что умение сформулировать вопрос часто ценится выше умения ответа на него.Могут узнать:что антропология – наука, связанная с происхождением и эволюционным развитием человека;в 1871г. Дарвин опубликовал сенсационный труд «Происхождение человека». Узнать из книг Помочь подобрать литературу.Просмотреть иллюстрации.Попросить почитать.Помочь зафиксировать новую информацию. Наблюдение и эксперимент Возможность познакомиться с некоторыми особенностями эволюционного развития.Зафиксировать различные изменения:как древняя обезьяна стала человеком разумным;можно ли увидеть дальнейшее развитие эволюции человека или теория Дарвина ошибочна; Подведение итогов (выводы) 1. Необходимо проанализировать, что нового и интересного узнали в результате исследования.Для учеников это сложная задача, но эта работа развивает мышление, творческие способности, речь…2. Дать определения основным понятиям (ученик использует описание, приведение примеров…) Не умение формулировать определения не есть повод не обучать детей этому.3. Если не сковывать инициативу детей, возможно услышать высказывания весьма близкие к существу дела.4. Из полученных результатов постараться выделить главные и второстепенные. Человек природа Земля Вселенная Техника Наука Культура Общество Направленияисследований Личности Личности История Цивилизации Страны Язык Математика Искусство Образование Астрономия Другие Военная Звезды Космическая Другая Галактика Освоение космоса Климат Строение География Флора Фауна Использование Мыслители Деятельность Классификационное дерево Примерные темы Теоретические:«Искусство древнего Египта», «Русская псовая охота», «Забытые народные инструменты»…Эмпирические:«Растительный мир моего города», «Изменение настроения одноклассников», «Изучение чистоты снега», «Роза ветров вокруг школы»…Фантастические:«Застава для охраны рубежей родины», «Жилой дом будущего», «Школа будущего»… Алгоритмы систематизации информации для исследования Живая природа – Зоология.Где живет?Основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид.Поведение.Главные враги…. Алгоритмы систематизации информации для исследования Общество – Личности.Общая характеристики: где, когда родился.Обстановка, в которой рос и формировался характер.Где жил.Первые серьезные работы.Основные достижения и результаты деятельности.Основные работы о нем.Отношение современников и в наше время. Алгоритмы систематизации информации для исследования География – Крупнейшие озера мираНазванияГеографическое положениеОсновные характеристики – размеры, форма, пресные или соленые…Флора и фауна озер.Население.Экологическая ситуация.