Личностная готовность ребёнка к школе.Зрелость личности дошкольника.


Тема: «Личностная готовность ребёнка. Зрелость личности дошкольника.» Выполнила: студентка 2 курса ПОЗБ(2014)5ДОРончка К.В. Проверил: Кузьминов Н.Н., кандидат психологических наук, доцент. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Предмет: «Психологическая готовность детей к школе.» «Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг) Не всегда высокий уровеньинтеллектуального развития совпадаетс личной готовностью ребенка к школе.Бывает так, что ребенок подготовлен кшколе интеллектуально, но в беседевыясняется, что он не хочет туда идти. Личностная готовность Физиологический Психический Социальный Эмоциональный Факторы, влияющие на готовность ребенка к школе: Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Интеллектуальный Личностный Волевой Мотивационный Элементы психологической готовности: Интеллектуальная готовность Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. Интеллектуальная готовность Умение писать, читать, считать,решать элементарные задачки,это лишь навыки, которымможно научить. Не подавляйтеисследовательский интересюного естествоиспытателя,тогда к моменту поступленияшколу ему многое удастсяпостичь на собственном опыте.Учите ребенка самого искатьответы на своибесконечные«почему»,выстраиватьпричинно- следственные связи– одним словом, активноинтересоваться окружающиммиром. А также: Личностно – социальная готовность Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Личностно-социальная готовность У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и т.д. Эмоционально – волевая готовность Умеет контролировать эмоции и поведение Способность .делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управлять своими эмоциями. Эмоционально - волевая готовность к школе Формированию этих качеств поможет игра!!! Игры учат спокойно дожидатьсяСвоей очереди, своего хода, сдостоинством проигрывать,выстраивать свою стратегию и приэтом учитывать постоянноменяющиеся обстоятельства и т.д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему! Мотивационная готовность Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами) Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе. Мотивационная готовность Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях. Очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребенок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается тем, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Если же ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться очень неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если – нет и надо выполнять учебные задания из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает его небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает. Тесты готовности ребенка к школе Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листебумаги.1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс. 4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться. 6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак. 7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы. 8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду. 9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу. 10.Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу. Оценка результатов: Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во плюсов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению. Тест «Кругозор» оценка уровня развития познавательной деятельности Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям. 1. Назови свое имя, фамилию, отчество. 2. Назови фамилию, отчество родителей. 3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь:мужчиной или женщиной? 4. У тебя есть брат, сестра, кто старше? 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два? 6. Сейчас утро, вечер (день или утро?) 7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь?Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь? 8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес? 9. Кем работают твои родители? 10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш(платье, книга?) 11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь? 12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 14. Что делает почтальон (врач, учитель?) 15. Зачем в школе нужен звонок, парта? 16. Ты сам хочешь пойти в школу? 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши? 18. Каких животных ты знаешь? 19. Каких птиц ты знаешь? 20. Кто больше, корова или коза? 21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь? Оценка результатов: Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла. Отдельно оцениваются следующие вопросы: • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев) • 8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла• 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл • 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла Оценка результатов: Высокий уровень – 24-29 баллов Средний уровень – 20-23,5 балла Низкий уровень – от 19,5 и ниже Попросите ребёнка нарисовать человека: "Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя".В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок. Тест "Нарисуй человека" Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.  Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания - не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов. Тест "Круг" Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: "Ей дан чай".Инструкция может быть следующая: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же".Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза. А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных. Тест "Повтори" Собирание разрезных картинок      Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения. Вариант высокой трудности Упрощенный вариант Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов». Рассказ по картинкам      Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ. Пример 1. Пример 2. Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы. Карта-характеристика Построена в виде теста. Результаты обследования фиксируют (обводят кружочком) в карте-характеристике. Которую заполняют педагоги, воспитатели и психологи во время тестировании ребёнка.На основании результатов обследования окончательное заключение о готовности ребёнка к школе даёт психолого-педагогическая комиссия, которая стоит в основном из психолога, педагога и врача – педиатра. 1. Психологическая и социальная готовность к школе:А. Желание учиться в школе:1) Ребёнок хочет идти в школу2) Особого желания пока нет3) Идти в школу не хочетБ. Учебная мотивация:1) Осознаёт важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.2) Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь новые школьные принадлежности и т.д.)3) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребёнок не видит.В. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;1) Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя.2) Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны.3) Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.Г. Организованность поведения.1) Поведение организованное.2) Поведение недостаточно организованное.3) Поведение неорганизованное.Результат после проведения тестирования ребёнка:Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем. 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат;1) Нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении нет. Речь правильна, отчетлива.2) В фонематическом строе речи и звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).3) Ребёнок косноязычен — не умеющий грамотно и красиво формулировать мысли или говорить. Имеет дефект произношения. На лицо у ребёнка расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение (необходимо наблюдение у логопеда).Б. Мелкие мышцы руки;1) Рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами.2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением.3) Рука развита плохо, карандашом, ножницами ребёнок работает плохо.В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­кость;1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.2) Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.3) Ориентация в пространстве, координация движения развиты плохо, неуклюж, мало подвижен. Г. Координация в системе «глаз — рука»;1) Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимая на расстоянии (с доски, с книги).2) Графический образ, зрительно воспринимаемый с расстояния, переноситься в тетрадь с незначительными искажениями3) При переносе графического образа, зрительно воспринимаемый с расстояния, допускаются грубые искажения.Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов вкартинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).1) Соответствует средним показателям возрастной группы.2) Ниже средних показателей возрастной группы.3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.Результат после проведения тестирования ребёнка:Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций:Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем. 3. Развитие познавательной деятельности:А. Кругозор:1) Представления о мире достаточно развёрнуты и конкретны, ребёнок может рассказать о стране, городе, в котором он живёт, о животных, о растениях, временах года.2) Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим .3) Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.Б. Развитие речи:1) Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.2) Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она не достаточно выразительна.3) Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, не закончены предложения).В. Развитие познавательной активности, самостоятельности:1) Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.2) Ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок.3) Уровень активности, самостоятельности достаточно низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется. Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):1) Ребёнок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознаёт тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.2) Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняется со стимулирующей помощью взрослого.3) Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребёнок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.4) При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь. Помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.Д. Произвольность деятельности:1) Ребёнок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.2) Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологическом поддержке.3) Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна. Е. Контроль деятельности:1) Результаты усилий ребёнка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставлять все полученные результаты с поставленной целью.2) Результаты усилий ребёнка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребёнок не может видеть это неполное соответствие.3) Результаты усилий ребёнка совсем не соответствуют поставленной цели, ребёнок не видит этого соответствия.Ж. Темп деятельности:1) Соответствует средним показателям возрастной группы.2) Ниже средних показателей возрастной группы.3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.Результат после проведения тестирования ребёнка:Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.Очень низкий – интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем, при оценке большинства показателей 3-м . 4. Состояние здоровья.1) Особенности развития ребёнка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковы имелись, повлиявшие на развитие ребёнка: тяжёлые роды, травмы, длительные заболевания).2) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребёнок начал ходить, говорить).3) Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность – сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).Группа здоровья __________________Заключение__________________________________________________________Рекомендации по индивидуальной работе с ребёнком_________________________________________________________________________________________________________________________________________________В дополнение к карте-характеристике проводят обследование будущих первоклассников, в основу которого положен принцип достаточного минимума. Рекомендации родителям Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если: беременность и роды протекали с осложнениями; ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным; ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, подвержен частым простудам, есть нарушение сна; ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив; вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность. При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры), ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!