Презентация по обществознанию на тему Мораль и нравственность (11 класс)
Мораль и нравственность «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Древнекитайское изречение. Домашнее задание: Эссе:«Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)2. «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» ( И. Гете)3. «Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам» (Теофраст) План: Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий. Нравственная культура. Два мира есть у человека -Один, который нас творил.Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил. Н.Заболоцкий. «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И. Кант Притча: Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой? Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . . Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:"В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь ...Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность ...»Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Назовите вечные универсальные ценности Предмет изучения этики Связана со всеми сферами общественной жизни Форма общественного сознания Явление культурно-историческое, классовое Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества МОРАЛЬ РОЛЬ МОРАЛИ Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию Формирует нравственный облик личности Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей при различных обстоятельствах Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом Рим нэп Гедонизм - этическое учение, в котором все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания, разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. христиане Советская молодежь АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. Что помогает избрать правильную модель поведения? Регулятивный аспект Оценочный аспект Познавательныйаспект МОРАЛЬ Высшие моральные ценности Морально-психологические механизмы Нравственные принципы Моральные качества Нормы поведения Моральные требования и представления Не лгиНе украдиНе убий… ДоброжелательностьСправедливостьМудрость… Коллективизм / индивидуализмЭгоизм / альтруизм… ДолгСовесть Смысл жизниСвободаСчастье … Моральные нормы и требования стимулируют развитиеморальных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание. Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Координационная Конститутивная Мотивационная Ценностно-ориентационная Регулятивная Функции морали Утверждение человеческого в человеке Формирование нравственного облика личности Безнравственность недопустима Единство и согласованность действий людей Различия и в уровнях одобрения моральных норм. ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. evg3097@mail.ru ВОПРОСЫ МОРАЛИ- ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ. ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЯ, ОПИРАЕТСЯ НАВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ЦЕННОСТИ- ЭТО НЕЧТО ВАЖНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ.МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ- ЭТО ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ВЫРАБОТАЛА МОРАЛЬ - ВСЕОБЩЕЕ ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ДОСТИГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ. ЗА ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ- В РЕЛИГИИ, В ФИЛОСОФИИ- ПРАВДА И СТЫД, ТЕРПИМОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ. Чем отличается нравственность от морали? Мир сущего Мир должного принципы реального практического поведения людейстепень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Нравственность Мораль ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ, СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ Другим видом поведения личности является разрешениеморальных ситуаций, требующих активного привлеченияморальных представлений и этических категорий.Этические категории — это фундаментальные понятияморали, отражающие события жизни с точки зрения самыхобщих моральных оценок. Зло Добро ЧТО ТАКОЕ ДОБРО. ДОБРО ПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, К ГУМАНИЗМУ.ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ,МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.НО, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОБРОГО? ВАШИ ПРИМЕРЫ. ЗЛО ЗЛО ВСЕ, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ - ЕСТЬ ЗЛО. ПОНЯТИЕ ЗЛА ОБЪЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.ЗЛО- ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО ГУБИТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА КРИТЕРИЙ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ДОБРО И ЗЛО НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО.ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ : ГУМАНИЗМ. Долг совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,на уровне индивидуального сознания — понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины. Совесть способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Честь и достоинство Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой. Счастье Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества Факторы, определяющие уровень нравственной культуры: Общая культураСоциальные интересыЦели жизни и деятельностиСтепень нравственных переживаний, сопереживанияБогатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности… Этапы формирования нравственной культуры личности Совесть «Что я сам о себе подумаю?» Саморегуляция автономная Взрослые люди Стыд, честь«Что обо мне подумают?» Общественное мнение конвенциональ-ная ДетиИнфантильные взрослые Страх, боязнь наказания«Что со мной сделают?» Послушание и подражание элементарная Для кого характерна Главный мотив нравственного поведения На чем основана Формируемая нравственность НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это реализация человеком в своем поведении нравственных принципов (ценностей и норм). моральный идеал — это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности. Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность. Духовный (нравственно-универсальный) Каждый человек обладает равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности». Гуманистический (просоциальный) Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе Группоцентризм Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим Эгоцентрический Черты поведения Уровень нравственности Этикет Культура поведения Культура чувств Культура этического мышления Структура нравственной культуры личности Различать добро и зло, применять нравственные нормы в сложившейся ситуации Эмоциональная одухотворенность Формы, манеры поведения в обществе Принципы современной нравственной культуры личности «Золотое правило» нравственности Моральная автономия личности Гуманизм Самостоятельный моральный выбор и ответственность за него перед обществом и самим собой Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины): Низкая общая культура людей;Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения; Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;Паралич эмпатии;Социальная мимикрия. Согласны ли вы с высказыванием: «Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же».К.Тосси Духовно-нравственные заповедиакадемика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: Люби людей – и ближних, и дальних.Твори добро, не видя в том заслуги.Люби мир в себе, а не себя в мире.Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им! Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух. Будь совестлив: вся мораль в совести. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее. Время эти понятия не стёрло.Нужно только поднять верхний пласт.И дымящейся кровью у горлаЧувства вечные хлынут из нас.Ныне присно, во веки веков, старина,И цена есть цена, и вина есть вина,И всегда хорошо, если честь спасена, Если духом надёжно прикрыта спина.Чистоту, простоту мы у древних берём,Саги, сказки из прошлого тащимПотому, что добро остаётся добромВ прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий. «Баллада о времени»