Мастер-класс на тему: Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в воспитании умственно отсталого ребенка


ГОУ СПО Салаватский педагогический колледжВзаимодействие семьи и образовательных учреждений в воспитании умственно отсталого ребенкаШерсткина Е.А., преподаватель психологии и педагогики, к.филос. наук Работа с семьей – одно из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, - реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Коррекционно-развивающая среда в семье – это внутрисемейные условия, создаваемые родителями и обеспечивающие оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками. Основная цель работы педагога с семьей – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии:1. Принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку;2. Принцип конфиденциальности;3. Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка;4. Принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни ребенка;5. Принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется: Тотальным недоразвитием высших корковых функций;Инертность психических процессов;Тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения. Общие черты личностного развития детей: Все дети ,включая и умственно отсталых детей, испытывают потребность в постоянных контактах с родителями; В случае недостаточности родительско-детского общения имеет место «переориентаций» чувств детей к тем лицам, которые находятся рядом с ними; Взаимодействие детей средой без родительской любви ведет к возникновению коммуникативных проблем; Отношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные оттенки: отгороженность, тревожность, агрессию. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с социумом искажаются. Деформация проявляется на:Психологическом уровне;Социальном уровне;Соматическом уровне. Психологический уровень Личностные особенности самих родителей, их способность или неспособность принять больного ребенка; Наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности; Отсутствие положительно-поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающих умственно отсталого ребенка. Социальный уровень Изменения личностных установок самих родителей (страх, стыд);Сужение круга знакомых и родственников;Развод;Изменение социального статуса; Уход с работы и лишение заработка;Потеря квалификации. Соматический уровень Стресс, может сыграть роль пускового механизма соматических заболеваний у родителей – колебания артериального давления, бессонница, частые головные боли, нарушения терморегуляции;Возрастает физическая нагрузка;Возникновений резидуальных невротический состояний;Нарушения эмоциональной регуляции и аффективного реагирования. Особенности ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей В семье в которой родился умственно отсталый ребенок ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. Репродуктивные установки супругов и их ожидания в отношении ребенка вступают в конфликт с установками социальной среды. Этот внутренний конфликт окрашивается негативными эмоциональными переживаниями. Ценность умственно отсталого ребенка может откровенно или подсознательно отвергаться его родителями. В семье, где растет ребенок с нарушениями в развитии, обесценивается значимость супругов друг для друга. В сознании отца ребенка в силу ранее сложившихся репродуктивных установок резко снижается оценка его жены, которая родила больного ребенка, как женщина. Отец отдаляется от ребенка и от семьи. Мать также протестует против дефекта ребенка, однако свой протест она связывает именно с нарушениями ребенка, а не с ним самим. Для матери важно то, что это ее ребенок, а не то, какой он. Психологические портреты родителей умственно отсталых детей Портрет родителя авторитарного типа +Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями;Феномен «вытеснения» негативных переживаний;Свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка;Стойкое желание найти выход из сложившейся ситуации;Упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и таким образом решают проблему ребенка в целом. -Неумение сдерживать свой гнев и раздражение;Отсутствие контроля за импульсивностью своих поступков;Склонность к участию в ссорах и скандалах;Неравномерный характер применения воспитательных мер;Жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение);Не оценивая возможности ребенка реально, выдвигают неадекватные требования. Психологические портреты родителей умственно отсталых детей Портрет родителя невротичного типа Пассивная личностная позиция: «Что есть, то и есть. Ничего не поделаешь»Оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка;Стремление оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже тех, которые он может решить самостоятельность;В плане воспитания проявляют свою несостоятельность, испытывают трудности в достижении послушания ребенка;В личности родителей доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты;Некритичное оценивание возможностей своего ребенка;Избегание трудных жизненных ситуаций и отказ от решения проблем. Психологические портреты родителей умственно отсталых детей Портрет родителя психосоматического типа В поведении проявляется нормативность, корректность, сдержанность и замкнутость;Проблема ребенка часто скрывается от посторонних взглядов, переживается изнутри;Канал реагирования на проблему переведен во внутренний план переживаний;Все усилия направляются на оказание помощи ребенку;Склонны к гиперопеке;Стремяться найти лучших специалистов, иногда сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь. Модели воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии ГИПЕРОПЕКАСтремление сделать для своего ребенка всё, даже то, что он может сделать сам → не умение преодолевать трудности, нет навыков самообслуживания.ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕРебенок вызывает у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств → не формируется адекватной самооценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.ВОСПИТАНИЕ ПО ТИПУ ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИРодители возлагают Ведет к возникновению у ребенка хронического напряжения