Презентация Формирование базовых учебных действий у умственно- отсталого школьника в рамках перехода на ФГОС
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостьюЦель: формирование школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, обеспечение его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачи:Формирование мотивационного компонента учебной деятельности;Овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Функции базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью Обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; Реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; Формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; Обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ( подготовительный (0)-4 классы) Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, как члена семьи, одноклассника, друга; - принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ( подготовительный (0)-4 классы)Коммуникативные учебные действия: - умение вступать в контакт и работать в коллективе; - умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - умение обращаться за помощью и принимать помощь; - умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ( подготовительный (0)-4 классы) Регулятивные учебные действия: - умение входить и выходить из учебного помещения со звонком; - умение ориентироваться в пространстве учебного помещения; - умение пользоваться учебной мебелью; - умение организовывать рабочее место, работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарём); - умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ( подготовительный (0)-4 классы)Познавательные учебные действия: - умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов - умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - умение пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; - умение читать, писать, выполнять арифметические действия; - умение наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ( 5 – 11 классы) Личностные учебные действия: - осознание себя как гражданина России, имеющего определённые права и обязанности; - гордиться школьными успехами и достижениями – как собственными, так и своих товарищей; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - осознанно относиться к выбору профессии; - бережно относиться к культурно – историческому наследию родного края и страны.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ( 5 – 11 классы)Коммуникативные учебные действия: - умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - -незнакомый); - умение использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; - умение использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ( 5 – 11 классы)Регулятивные учебные действия: - умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - умение осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ( 5 – 11 классы)Познавательные учебные действия: - умение использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - умение применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; - умение использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Осуществление мониторинга уровня БУД. Примерная система оценки сформированности каждого действия БУД: 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнять его самостоятельно; 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.