Презентация Формирование базовых учебных действий у умственно- отсталого школьника в рамках перехода на ФГОС 
Формирование  базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной  отсталостьюЦель:   формирование  школьника  с  умственной  отсталостью  как   субъекта  учебной  деятельности,      обеспечение   его  подготовки  к  самостоятельной   жизни  в  обществе  и  овладения   доступными   видами   профильного  труда.
Задачи:Формирование  мотивационного компонента  учебной  деятельности;Овладение  комплексом  базовых  учебных  действий, составляющих  операционный компонент  учебной  деятельности;Развитие  умений  принимать  цель  и  готовый  план  деятельности,  планировать  знакомую  деятельность,  контролировать  и  оценивать  её  результаты  в  опоре  на  организационную  помощь  педагога.  
Функции базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной отсталостью  Обеспечение  успешности  (эффективности)  изучения  содержания  любой  предметной  области;  Реализация  преемственности  обучения  на  всех  ступенях  образования;  Формирование  готовности  школьника  с  умственной  отсталостью  к  дальнейшему  профессиональному  образованию;  Обеспечение  целостности  развития  личности  обучающегося.
  Характеристика  базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной  отсталостью                ( подготовительный  (0)-4  классы)  Личностные  учебные  действия:          -  осознание  себя  как  ученика,  как  члена  семьи,  одноклассника,  друга;         -  принятие  соответствующих  возрасту  ценностей  и  социальных  ролей;         -  положительное  отношение  к  окружающей   действительности;         -  самостоятельность  в  выполнении  учебных  заданий,  поручений;         -  понимание  личной  ответственности  за  свои  поступки;         -  готовность  к  безопасному  и  бережному  поведению  в  природе  и  обществе.     
Характеристика  базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной  отсталостью              ( подготовительный  (0)-4  классы)Коммуникативные  учебные  действия:       -  умение  вступать  в  контакт  и  работать  в  коллективе;       -  умение  использовать   принятые  ритуалы  социального  взаимодействия  с  одноклассниками  и  учителем;       -  умение  обращаться  за  помощью  и  принимать  помощь;       -  умение  слушать  и  понимать  инструкцию  к  учебному  заданию  в  разных  видах  деятельности  и  быту;       -  умение  сотрудничать  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальных  ситуациях;       -  умение  доброжелательно  относиться,  сопереживать,  конструктивно  взаимодействовать  с  людьми.
Характеристика  базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной  отсталостью               ( подготовительный  (0)-4  классы) Регулятивные  учебные  действия:        -  умение  входить  и  выходить  из  учебного  помещения  со  звонком;        -  умение  ориентироваться  в  пространстве  учебного  помещения;        -  умение  пользоваться  учебной  мебелью;        -  умение  организовывать  рабочее  место,  работать  с  учебными       принадлежностями (инструментами,  спортивным  инвентарём);        -  умение  принимать  цели  и  произвольно  включаться  в  деятельность,     следовать  предложенному  плану  и  работать  в  общем  темпе;         -  умение  активно  участвовать  в  деятельности,  контролировать  и       оценивать  свои  действия  и  действия  одноклассников;        -  умение  соотносить  свои  действия  и  их  результаты  с  заданными       образцами,  принимать  оценку  деятельности,  оценивать  её  с  учётом     предложенных  критериев,  корректировать  свою  деятельность  с  учётом     выявленных  недочётов.        
Характеристика  базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной  отсталостью            ( подготовительный  (0)-4  классы)Познавательные  учебные  действия:     -  умение  выделять  существенные,  общие  и  отличительные  свойства  предметов;  устанавливать  видо - родовые  отношения  предметов     -  умение  делать  простейшие  обобщения,  сравнивать,  классифицировать  на  наглядном  материале;     -  умение  пользоваться  знаками,  символами,  предметами – заместителями;     -  умение  читать,  писать,  выполнять  арифметические  действия;     -  умение  наблюдать;  работать  с  информацией  (понимать  изображение,  текст,  устное  высказывание,  элементарное  схематическое  изображение,  таблицу,  предъявленные  на  бумажных,  электронных  и  других  носителях).
Характеристика  базовых  учебных  действий  обучающихся  с     умственной  отсталостью                                                   ( 5 – 11  классы) Личностные  учебные  действия:   -  осознание  себя  как  гражданина  России,  имеющего  определённые  права  и  обязанности;  -  гордиться  школьными  успехами  и  достижениями – как  собственными,  так  и  своих  товарищей;  -  адекватно  эмоционально  откликаться  на  произведения  литературы,  музыки,  живописи  и  др.;  -  уважительно  и  бережно  относиться  к  людям  труда  и  результатам  их  деятельности;  -  активно  включаться  в  общеполезную  социальную  деятельность;  -  осознанно  относиться  к  выбору  профессии;  -  бережно  относиться  к  культурно – историческому  наследию  родного  края  и  страны. 
Характеристика  базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной  отсталостью                                             ( 5 – 11  классы)Коммуникативные  учебные  действия:         -  умение  вступать  и  поддерживать коммуникацию  в  разных  ситуациях  социального  взаимодействия  (учебных,  трудовых,  бытовых  и  др.);       -  умение  слушать  собеседника,  вступать  в  диалог  и  поддерживать  его,  признавать  возможность  существования  различных  точек  зрения  и  права  каждого  иметь  свою;       -  умение  излагать  своё  мнение  и  аргументировать  свою  точку  зрения  и  оценку  событий;       -  умение  дифференцированно  использовать  разные  виды  речевых  высказываний  (вопросы,  ответы,  повествование,  отрицание  и  др.)  в  коммуникативных  ситуациях  с  учётом  специфики  участников  (возраст,  социальный  статус,  знакомый - -незнакомый);       -  умение  использовать  разные  виды  делового  письма  для  решения  жизненно  значимых  задач;       -  умение  использовать  разные  источники  и  средства  получения  информации  для  решения  коммуникативных  и  познавательных  задач,  в  том  числе  информационные.
Характеристика  базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной  отсталостью                                        ( 5 – 11  классы)Регулятивные  учебные  действия:           -  умение  принимать  и  сохранять  цели  и  задачи  решения  типовых  учебных  и практических  задач,  осуществлять  коллективный  поиск  средств  их  осуществления;        -  умение  осознанно  действовать  на  основе  разных  видов  инструкций  для  решения  практических  и  учебных  задач;        -  умение  осуществлять  взаимный  контроль  в  совместной  деятельности,  адекватно  оценивать  собственное  поведение  и  поведение  окружающих;        -  умение  осуществлять  самооценку  и  самоконтроль  в  деятельности,  адекватно  реагировать  на  внешний  контроль  и  оценку,  корректировать  в  соответствии  с  ней  свою  деятельность; 
Характеристика  базовых  учебных  действий  обучающихся  с  умственной  отсталостью                                       ( 5 – 11  классы)Познавательные  учебные  действия:        -  умение  использовать  логические  действия  (сравнение,  анализ,  синтез,  обобщение,  классификацию,  установление  аналогий,  закономерностей,  причинно-следственных  связей)  на  наглядном,  доступном  вербальном  материале,  основе практической  деятельности  в  соответствии  с  индивидуальными  возможностями;     -  умение   применять  начальные  сведения  о  сущности  и  особенностях  объектов,  процессов  и  явлений  действительности  (природных,  социальных,  культурных,  технических  и  др.)  в  соответствии  с  содержанием  конкретного  учебного  предмета  и  для  решения  познавательных  и  практических  задач;     -  умение  использовать  в  жизни  и  деятельности  некоторые  межпредметные  знания,  отражающие  доступные  существенные  связи  и  отношения  между  объектами  и  процессами.
Осуществление   мониторинга   уровня      БУД.  Примерная  система  оценки  сформированности  каждого  действия  БУД:        0  баллов – действие  отсутствует,  обучающийся  не  понимает  его  смысла,  не  включается  в  процесс  выполнения  вместе  с  учителем;        1  балл – смысл  действия  понимает,  связывает  с  конкретной  ситуацией,  выполняет  действие  только  по  прямому  указанию  учителя,  при  необходимости  требуется  оказание  помощи;       2  балла – преимущественно  выполняет  действие  по  указанию  учителя,  в  отдельных  ситуациях  способен  выполнять  его  самостоятельно;       3  балла – способен  самостоятельно  выполнять  действие  в  определённых  ситуациях,  нередко  допускает  ошибки,  которые  исправляет  по  прямому  указанию  учителя;       4  балла – способен  самостоятельно  применять  действие,  но  иногда  допускает  ошибки,  которые  исправляет  по  замечанию  учителя;       5  баллов – самостоятельно  применяет  действие  в  любой  ситуации.