Презентация по обществознанию на темуСистемное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. (11 класс)


Обществознание11 класс «Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества» Автор урока: учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 21» г. КурскаОлейник Ирина Анатольевна Цель урока : познакомить учащихся с элементным составом , структурой общества, социальными институтами и акцентировать внимание  на системном подходе к изучению общества. Общество – сложное и многозначное понятие В широком смысле слова Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей Понятие общества В узком смысле слова Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)Человечество в целом Функции общества Производство материальных благ и услуг Распределение продуктов труда (деятельности)Регламентация и управление деятельностью и поведениемВоспроизводство и социализация человекаДуховное производство и регулирование активности людей Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды. Черты общества как системы: 1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов. 3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования. 4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие 6. Обществу присуща непредсказуемость,нелинейность развития. Образец задания A1. Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему?1.постоянное развитие2.часть материального мира3.обособление от природы4.способы взаимодействия людейОтвет: 4. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система Социальный(общественный) институт - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Образец задания C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества. Рекомендуемая литература Обществознание. Учебное пособие. / под ред. Мацнева Н.И. -СПб., «Лань», 2001Петрунин Ю.Ю Обществознание. -М.,«Книжный дом», 2007Человек и общество. 10-11 классы. / под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. -М., «Просвещение»,2000