Презентация по технологии Введение в психологию творческой деятельности (11 класс)


Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно. Эдвард де Боно  Введение в психологию творческой деятельности Творческое мышление. Технология. 11 класс Творчество Творчество - это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. Перси ХиллСущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Александр Матейко Творчество - это такая деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, до того еще не существовавшее. Творческое мышление Творческое мышление – это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.Особенности творческого мышления:никогда не идет уже изведанными путями,стремится найти самое лучшее решение, умеет искать, находить и эффективно использовать различного рода подсказки, умеет видеть альтернативы и видеть сознательный выбор одной из нихактивно использует аналитические и синтетические функции мышления Особенности творческого мышления Джой Пол Гилфорд: способность увидеть проблему там, где другие ее не видят, и отчетливо ее сформулировать;беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;разработанность - способность усовершенствовать объект, добавляя детали;способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу. Тест «Каковы ваши творческие способности?» Инструкция. Внимательно всмотритесь в фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет. Дайте себе пять минут. Результаты Беглость мышления. Сколько идей пришло вам в голову при виде каждой из фигур? Высокотворческие люди - более 10 адекватных идей.Гибкость мышления. Сколько разновидностей идей пришло вам в голову?  Высокотворческие люди – более 3 разноплановых идей.Оригинальность мышления. Сколько оригинальных идей пришло вам в голову?  Высокотворческие люди – более 5 оригинальных идей.Разработанность мышления. Насколько разработаны идеи, которые приходят вам в голову?  Высокотворческие люди - больше 5 дополнительных характеристик. Обобщенный показатель креативности. Сложите все суммы.  Высокотворческие люди – более 25 баллов. Перечислите, что может мешать человеку мыслить творчески? Препятствия творческого мышления Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон: склонность к конформизму,  страх показаться глупым,  страх критиковать как проявление сильной вежливости,  (наоборот) выраженное критиканство,  завышенная оценка собственных идей. Препятствия творческого мышления Отсутствие самоуважения, недостаток уверенности в себе.Чересчур высокая самокритичность. Лень и слабая воля, нежелание развивать свой творческий потенциал. Страх провала, неудачи. Нетерпеливость, импульсивность мысли. Ригидность, стереотипность мыслей. Сила привычки.Чрезмерная специализация.Психологическая инерция. Преодолеваем инерцию мышления Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли бензина!». Диспетчер отвечает: «Все ясно. Через несколько минут все будет в порядке». Жертв не было. Объясните ситуацию.Почему нельзя похоронить в Канаде человека, живущего в США? Как построить из 6 спичек 4 треугольника? Почему китайские мужчины съедают риса больше, чем японские мужчины? Развитие творческого мышления Общие направления развития творческого мышления: 1. Мозг надо... тренировать. 2. Необходимо научиться использовать ассоциации. 3. Освоить приемы преодоления инерции мышления и бороться барьерамимышления Развитие творческого мышления «Правила для руководства ума» Рене Декарта: ПЕРВОЕ - никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью. ВТОРОЕ - делить каждое из исследуемых затруднений на столько частей, на сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. ТРЕТЬЕ - придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и легко познаваемых.ЧЕТВЕРТОЕ - составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений. Домашнее задание Подберите конкретные приемы и упражнения для развития творческого мышления? Литератора и источники Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - К.: Знание, 1978.Лук А. Творчество // Наука и жизнь. – 1973. - № 1, 2. –http://www.metodolog.ru/00021/00021.htmlМоляко В.А. Психология творческой деятельности. - К.: Знание, 1978.Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Владос, 2003. – Ч.1.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996.Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Мятиш Н.В. Технология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Си-моненко. - М.: Вентана-Граф, 2008. Технология: базовый уровень: 10-11 кл. / [В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Мятиш]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб.: Фирма КОСТА, 2004