Адаптация учащихся 5 класса к обучению в среднем звене
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙСЕМИНАР «Адаптация учащихся 5 класса к обучению в среднем звене» Поговорим?… 2016-2017 учебный год «Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости». Зденек МатейчекКнига «Родители и дети» С точки зрения психолога... Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Гипофиз — стимуляция роста тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, временное расстройство кровообращения. Проявляется в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Неравномерное физическое развитие всего организма приводит повышенной возбудимости, раздражительности, вспыльчивости. Важнейший личностный кризис — кризис идентичности.Основное его содержание — формирование нового целостного представления о себе как о взрослом человеке. Мышление становится формально-логическим. Меняется социальный статус. Наступает период, который можно назвать кризисным. «Кризис» — момент изменения, повышенная уязвимость и возросшие потенциальные возможности. Самооценка ребенка Складывалась под влиянием оценок учителя 10-11 лет Влияют другие дети (оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении Происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Умственная активность младших подростков велика, но способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Адаптация —приспособление к окружающим условиям. биологическая психологическая Кризисные периоды адаптации:первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь)середина декабря;конец февраля;середина марта (особенно после каникул). Анализ диагностики адаптации пятиклассников Опросник «Чувства в школе» Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе. Спокойствие 67% Сомнение 39% Усталость 45% Обида 28% Скуку 17% Страх 6% Радость 72% Чувство унижения 7% Уверенность в себе 56% Тревогу за будущее 45% Беспокойство 39% Благодарность 45% Неудовлет-воренность собой 11% Симпатию к учителям 45% Раздражение 11% Желание приходить сюда 72% Результаты анкеты по определению школьной мотивации Уровни мотивации1 – высокая школьная мотивация - 28% (5 чел.)2 – хорошая мотивация - 44 % (8 чел.)3 – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - 22 % (4 чел.)4 – низкая школьная мотивация - 6% (1 чел.)5 – негативное отношение к школе, дезадаптация 0 % Результаты диагностики уровня школьной тревожности Повышенный уровень тревоги - 15% (2 чел.)Средний уровень тревожности - 20% (6 чел.) Низкий уровень тревожности – 56% (10 чел.) Да - 89% (16 чел.)Нет - 11% (2 чел.) 1.Нравится ли тебе быть пятиклассником? Почему? Без желания, но с чувством долга - 28% (5 чел.)Без интереса и желания- 17% (3 чел.) С желанием и интересом - 56% (10 чел.) 2. С каким настроением приступаешь к выполнению домашних заданий? 3.Как вы относитесь к собственным учебным успехам ? Доволен - 39% (7 чел.)Не всегда доволен - 50% (9 чел.) Часто не доволен собой - 11% (2 чел.) «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах) 1.Усталый, утомленный внешний вид ребенка.2.Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.4.Нежелание выполнять домашние задания.5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.7.Беспокойный сон.8.Трудности утреннего пробуждения, вялость.9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие.10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. Признаки дезадаптаци:. 1.Создавать на уроке ситуацию успеха, хвалить за успехи, поддерживая тем самым самооценку.2.Нельзя противопоставлять ребят другу и сравнивать их между собой. Сравнивать успехи или неудачи можно только относительно самого ребенка (самого с собой).3.Правильно создавать учебную мотивацию. Подчеркивать важность и первостепенность знаний. Оценка - результат деятельности, а не уровень знаний ребенка.4.Особое внимание уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала.5.Юмор – никогда не бывает лишним! И В ЗАКЛЮЧЕНИИ… Рекомендации И. Млодик «Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему».Хаим Гинот «Любить без условий, растить без усилий». Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?». Литература