Презентация Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивом образовательном пространстве
Муниципальная инновационная площадка «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»Цель: формирование модели инклюзивного образования, исключающую любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающую условия для каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности.Отчет ЗДУВР Макареевой Л.И. Закон РФ «Об образовании в РФ» Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Дети с ограниченными возможностями здоровья : Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Интеграция – это…. Интеграция обозначает восстановление, восполнение , объединение, взаимопроникновение. Объединение в одно «целое» различных элементов или частей. Инклюзивное образование – это…. Инклюзивное или включенное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВЗ. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВЗ.Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с ОВЗ). Инклюзивное образование – это…. процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Инклюзивная школа –это ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ Школа для всех : принимает и ценит разнообразие и готова обучать всех детей с использованием индивидуального подхода ( ВСЕХ, в том числе с ОВЗ)/ Школа личностного развития /обеспечивает процесс развития. Наряду с обучением и воспитанием ВСЕХ (детям с ОВЗ нужна специальная ППМС – помощь)/Школа психологического комфорта / обеспечивает психологическую поддержку, а не давление, взаимопомощь, а не конкуренцию ВСЕХ (дети с ОВЗ нуждаются в поддержке ещё больше, чем их сверстники)/Школа психологической безопасности / защищает ВСЕХ детей от угроз их достоинству и самооценке, от психологического насилия и разочарования ( а ребёнок с ОВЗ максимально уязвим)/Школа здоровья – максимально использует способы укрепления и сохранения здоровья всех детей ( а возможности здоровья детей с ОВЗ ограничены и их необходимо усиливать)\ Особые педагогические подходы Деятельностный подход /Обучение и воспитание осуществляется в формах практической, коллективно-распределенной деятельности. Учитель организует деятельность ребенка, в процессе которой обучающийся осваивает новые знания, умения и навыки.Возрастной подходДифференцированный подходИндивидуальный подходПодход с позиций педагогического оптимизма Педагогический оптимизм Педагогическое искусство, современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость.Принцип педагогического оптимизма предполагает иной взгляд на человека с особыми образовательными потребностями. Это неущербный, социально малоценный индивид. Это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия. Принцип педагогического оптимизма Учиться могут все дети.Способность к обучению - способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и способствующих самостоятельной и независимой жизнедеятельности. Щадящий охранительно – педагогический режим Создание климата психологического комфорта;обеспечение успешности учебной деятельности во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися.Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.Специальные релаксационные, психотерапевтические занятиями с психологом.Проведение на каждом уроке динамической паузы с включением лечебно – коррекционных мероприятий; продолжительностью перемен (не менее 10 мин. между уроками и 20 мин. после третьего урока). Особое оформление классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности школьников. Общие принципы и правила коррекционной работы Предотвращение наступления утомления через использование разнообразных средств (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и других средств наглядности).Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ Игровые ситуацииДидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметовИгровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другимиПсихогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рукПроявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Специальные методические приемы для обучения детей с ОВЗ Рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала.Дробление большого задания на этапы.Поэтапное разъяснение заданий.Последовательное выполнение этапов задания с контролем каждого этапа.Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения. Специальные методические приемы для обучения детей с ОВЗ Предоставление дополнительного времени для завершения задания.Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.Выполнение диктантов в индивидуальном режиме.Близость к учащимся во время объяснения задания.Максимальная опора на чувственный опыт ребенка.Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.Опора на более развитые способности ребенка. Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.Разрешение переделать задание, с которым он не справился с оценкой переделанных работ.«Портфель учебных достижений».Зачетная система. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.