Презентация на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ в ДОУ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ № 16 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» г. УРАЙ СЕМИНАР *************Тема: «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ В ДОУ» УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ: Т.Н. СЕМЕНОВА Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему воспитания и образования по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же ДОУ, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ• Принимающая атмосфера, особая культура образовательного сообщества.• Нормативно – правовое, финансовое и методическое обеспечение.• Креативная позиция лидера.• Обученная команда специалистов.• Специально подготовленная среда.• Просветительская работа с педагогами и родителями.• Взаимодействие с партнерскими организациями (ресурсными центрами, общественными организациями, родительскими ассоциациями).Механизм реализации принципов инклюзивного образования строится путем создания непрерывной образовательной вертикали «Детский сад – Центр – Школа». КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ• Комплексность/непрерывностьРебенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишен общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления.• Шаговая доступностьВ каждом районе округа должна быть своя инклюзивная образовательная вертикаль «Детский сад – Центр – Школа».• Единство целейВсе инклюзивные учреждения должны иметь общую стратегию развития и адекватное, сопрягаемое по уровням, методическое обеспечение.• ПреемственностьВсе инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и в каждой ступени образования; информация о развитии ребенка должна следовать за ним по всем ступеням образовательной вертикали.• Профессиональная компетентностьДолжен быть отработан эффективный механизм подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном воспитании и образовании. МИССИЯ • Нормализация социальной жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи.• Толерантное общество в будущем. ЦЕЛИ• Отработка модели инклюзивной образовательной вертикали, способной обеспечить социализацию, адекватное обучение и воспитание детей с особенностями развития в среде типично развивающихся детей.• Максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности каждого ребенка. ЗАДАЧИ • Создание системы воспитания толерантного самосознания у подрастающего поколения. • Создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.• Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольно -школьного обучения.• Организация системы эффективного психолого – педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. Схема Способы включения детей инвалидов в образовательный процесс Принимать воспитанников с инвалидностью "как любых других детей группы Включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи Использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д СТУПЕНИ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ ИНСТИТУТДИАГНОСТИКИ ИНКЛЮЗИВНАЯ ГРУППА ГРУППА КРАТКОВРЕМЕННОГОПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК» ЛЕКОТЕКА СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ ТРИ АСПЕКТА ИНКЛЮЗИИ Развитие инклюзивной практики Разработка инклюзивной политики Развитие инклюзивной культуры МНЕНИЯИрина Хакамада (общественный и политический деятель)«Я считаю, что ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе, и государстве.Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны, и только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее».Дмитрий Певцов (актёр театра и кино)«Совместное обучение обычных детей и детей ограниченными возможностями позволяет всем его участникам пробудить в себе и друг в друге самые лучшие свои качества. Эти дети могутреально помочь обычному ребенку понять, что есть в жизни гораздо более серьезные проблемы, чем двойка по алгебре или тумак одноклассника. Интегративная жизнь учит обычного ребенка сопереживать и сострадать. Мы помогаем друг другу». ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СЛОЖНОСТИ, ПРЕПЯТСТВИЯ: • Непроработанность нормативных документов как на уровне образовательных программ, так и на уровне документов, регламентирующих финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса, в том числе, при переходе из системы в систему, с уровня на уровень. • Высокие академические требования, предъявляемые нашей образовательной системой, делают крайне затруднительной адаптацию программы средней школы к нуждам ребенка с особенностями в развитии. У нас школы и родители ориентируют детей исключительно на приобретение высшего образования, хотя реальные исследования показывают, что академичность нашей программы по силам лишь 15–20% учеников, все остальные находятся в стрессе непосильных нагрузок и вырастают с комплексами несоответствия требованиям мира. • Развитие инклюзии находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в обычном образовательном учреждении. Не секрет, что за ребенком в спецшколе закреплено около 100 тыс. руб., а за тем же ребенком в обычной школе идет лишь около 30 тыс. руб., чего не может хватить на содержание штата специалистов, необходимых такой школе. • Подготовке кадров, способных работать в интегративном ключе, не уделяется должного внимания со стороны высшей школы. До сих пор это носит дискретный характер и не отвечает требованиям практиков. В систему подготовки учителей массовых школ должны уже сейчас вводиться дисциплины, способствующие пониманию различных уровней готовности детей к обучению. • Слабо задействован потенциал специалистов коррекционных школ. Налаженное взаимодействие между специалистами обычных и коррекционных учреждений способствовало бы лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития. • Развитию родительского движения может помочь программы сотрудничества, курсы позитивного партнерства, форумы для родителей.
Если говорить о конкретном воплощении инклюзивного образования, ТО НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ПОКА МЫ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ГОТОВЫ К ЭТОМУ. Если для детей с ограниченными двигательными функциями даже не в каждой общеобразовательной школе созданы условия, то в ДОУ тем более. Пока еще с трудом представляется, как в массовой школе организовать инклюзию, например, для ребенка- инвалида по зрению, по слуху, а не то что в дошкольном учреждении. Для того, чтобы осуществлять поставленные задачи, необходимо сделать многое. Пока реализуется первая задача – создание безбарьерной среды: пандусы, расположение звонков вызова на уровне ребенка – колясочника. Проводятся акции, помогающие воспитать толерантность и уважение к ребенку- инвалиду.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СЛОЖНОСТЕЙ, ПРЕПЯТСТВИЙ Таким образом, на настоящий момент необходимо:• Создать систему подготовки педагогического и родительского сообщества, других детей к принятию детей с ОВЗ, формирование толерантности (курсы позитивного партнерства, система тренингов для учителей).• Способствовать подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов • Продолжать разработку блоков образовательных программ для задач разноуровневого обучения детей в соответствии с их возможностями, для подготовительной группы ДОУ, на этапах начальной и средней школы. • Разработать систему объективной оценки (аттестации) уровня знаний умений и навыков, продвижения и развития ребенка в соответствии с различными уровнями сложности программного материала.• Разработать дифференцированные программы для задач профильного (профессионального) обучения и развития трудовых навыков детей старшей школы в соответствии с их интеллектуальными и физическими возможностями. • Внутри разноуровневых образовательных программ предусмотреть наличие разнообразных типовых индивидуализированных планов обучения и воспитания. Таким образом, из всего вышесказанного следует, что в основе практики инклюзивной формы обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника и, следовательно, воспитание и обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Оно делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.