Презентация по химии на тему «Контроль результатов обучения химии».
ЛЕКЦИЯ Контроль результатов обучения химии. 1. Формы контроля.2. Виды контроля.3. Методы устного контроля результатов обучения. Методы письменного контроля результатов обучения.4. Тестовый контроль знаний по химии. ПЛАН ЛЕКЦИИ Благодаря контролю знаний и умений школьников реализуется обратная связь от учеников к учителю, позволяющая оперативно регулировать ход учебного процесса. ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ФРОНТАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ПО СПОСОБУ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ВИДЫ КОНТРОЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ТЕКУЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ Необходимо учитывать степень достижения целей обучения через следующие показатели: научность осознанность систематичность конкретность прочность связь с жизнью • полноту ответа • правильность ответа• логику изложения материала• понимание изученного• терминологическую грамотность• экспериментальные умения УЧИТЕЛЬ РЕГИСТРИРУЕТ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС ЗНАНИЙ ПРОВОДИТСЯ ДЛЯ: КРАТКИЙ ОПРОС С МЕСТА ОБСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ У ДОСКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ проверки домашнего заданияподготовки к восприятию нового материалазакрепления и совершенствования знанийпроверки усвоения нового материала - последующее за ответом рецензирование- исправление допущенных ошибок- дополнение Во время ответа учащегося для достижения устойчивого внимания класса полезно предусмотреть: Тема «Основания» в 8-м классе ПРИМЕРЫ КАРТОЧЕК ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА K а р т о ч к а 1 Какие вещества называют основаниями?2. Составьте формулы гидроксида бария и гидроксида хрома (III).3. Kакие химические превращения происходят с нерастворимыми основаниями при нагревании? Составьте химическое уравнение, характеризующее это свойство оснований. K а р т о ч к а 21. Kак классифицируют основания?2. Определите валентность атома металла по формуле гидроксида: RbOH, Mn(OH)2.3. Дайте определение реакции нейтрали- зации. Приведите пример реакции нейтрализации, составив соответствующее химическое уравнение. «Kакая группа атомов химических элементов всегда входит в состав формул оснований?»«Kак она называется?»«Kаковы валентность и суммарная степень окисления гидроксигруппы?»«Kакие основания называют щелочами?» НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ «K какому типу химических реакций относится реакция нейтрализации?»«Kак можно отличить раствор гидроксида натрия от воды и от раствора серной кислоты?»«Kакими веществами в быту нужно воспользоваться для оказания первой медицинской помощи при ожоге кожи щелочью?» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Зачет – это особая форма организации устной проверки знаний, умений и навыков учащихся. отбор зачетных темопределение формы зачетавыбор ассистентов и работа с нимиоформление стенда в классе с вопросами и другой информацией по теме зачета Зачету предшествует обобщающий урок по избранной учителем теме. • возрастных особенностей учащихся• степени подготовленности класса• от задач, ставящихся перед проверкой знаний ВЫБОР ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА ЗАВИСИТ ОТ: Классический зачет предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время беседы ученика с учителем.Зачет по типу экзамена принимают несколько комиссий, в состав каждой из которых входят хорошо успевающие ученики из класса.Групповой зачет предполагает разделение сдающих его учеников на группы по уровню подготовленности.Для проведения кругового зачета необходимо создать комиссию экзаменаторов, причем каждый из ее членов должен принимать зачет только по одному вопросу.Для приема зачета по маршруту необходимо создать несколько аттестационных комиссий. - член комиссии- наблюдатель- советчик- эксперт в конфликтной ситуации РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НА ЗАЧЕТЕ ОТБОР ЗАЧЕТНОГО МАТЕРИАЛА задания дифференцированные, а также не только теоретические, но и практические. 1. Предмет изучения органической химии.2. Предпосылки теории строения органических веществ.3. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.4. Значение теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.5. Изомерия.6. Электронное строение атома углерода.7. Образование и разрыв ковалентных связей.8. Гомологический ряд алканов.9. Строение молекул предельных углеводородов.10. Изомерия алканов.11. Физические свойства предельных углеводородов.12. Химические свойства предельных углеводородов.13. Механизм цепной реакции радикального замещения у алканов.14. Получение предельных углеводородов.15. Применение предельных углеводородов. Зачетное занятие «Теория химического строения органических веществ» и «Предельные углеводороды» Пример зачетной карточки № Название станции маршрута Вопросы и задания Оценка 1 Теоретическая В чем антинаучность взглядов виталистов на получение органических веществ? 2 Моделирующая Изобразите схему пространственного расположения электронных облаков атома углерода в sp3-гибридном состоянии 3 Расчетная Вычислите, во сколько раз бутан легче или тяжелее воздуха 4 Превращающая Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующее превращение: С2Н6 → С4Н10 дает представление об уровне знаний и интеллектуальных умений школьников по какому-либо разделу курса химии. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА В контрольную работу рекомендуется включать разнообразные задания: обобщающие вопросы качественные задачи расчетные химические задачи цепочки превращений веществ тестовые задания графические задания «1» – полный ответ«0» – отсутствие ответа«1/2» – неполный ответ«–» – неправильный ответ В каждом контрольном задании необходимо выделить элементы содержания и отметить правильность их выполнения по следующей шкале: Составьте химическое уравнение взаимодействия оксида меди (I) с углеродом при нагревании, напишите уравнения реакций окисления и восстановления методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель в данной реакции. ЗАДАНИЕв контрольной работе для 9-го класса после изучения раздела «Металлы» - запись химических формул исходных веществ и продуктов реакции;- определение степеней окисления атомов в веществах;- запись уравнений реакций окисления и восстановления методом электронного баланса;- определение окислителя и восстанови- теля в составленном уравнении;- расстановка коэффициентов в составленном химическом уравнении. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДАНИЯ Раздел «Основные классы неорганических соединений» в 8-м классе Письменные контрольные работы обычно включают в себя одну или две расчетные задачи разного или комбинированного типов. Расчетная задача: «Сколько граммов соли образовалось при взаимодействии необходимого количества гидроксида натрия с 126 г 30%-го раствора азотной кислоты?» - запись условия задачи- составление уравнения реакции- вычисление массы растворен- ного вещества в растворе- нахождение по уравнению реакции массы соли- запись ответа на задачу ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ - от 96 до 100% работы ставить за контрольную работу оценку «5» - от 76 до 95% работы – «4» - от 50 до 75% – «3» - от 20 до 50% – «2» При полном отсутствии правильных ответов или выполнении работы менее чем на 20% ставится оценка «1». П.А.Глориозов предлагает следующую систему оценивания: - кратковременна (10–15 мин)- проводится с целью проверки знаний по конкретной теме- проводится на следующем уроке после ее изучения. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ В отличие от контрольных работ содержание самостоятельных проверочных работ может быть дифференцировано по уровню сложности. - вопросы по теме, написанные на доске или на индивидуальных карточках- химический диктант- тестовый контроль- решение химической задачи ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ТЕСТЫ – это краткие стандарти-зированные задания, по результатам выполнения которых можно судить об определенных знаниях, умениях и навыках испытуемого. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ - тест выборки - тест дополнения - тест группирования - тест ранжирования - тест сличения - тест напоминания ВИДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ТЕСТ ВЫБОРКИ Самый распространенный химический элемент в земной коре: а) кремний б) водород в) кислород г) алюминий 2. Число электронов на последнем энергетическом уровне в атоме азота равно: а) 7 б) 14 в) 3 г) 5 ТЕСТ ДОПОЛНЕНИЯ 1. Молекула озона состоит из … атомов кислорода. (Ответ укажите цифрой.) 2. Предельный одноатомный спирт, образующий с метанолом простой эфир состава С3Н8О, называется ........................... . (Запишите название спирта по систематической номенклатуре в соответствующем падеже.) 3. Закончите схему превращения: ... + KОН = KСl + Н2О. ТЕСТ ГРУППИРОВАНИЯ 1. Из предложенного перечня выпишите формулы кислот:СаО, Н2СО3, Сu(ОН)2, Н3РО4, NaHSO3,H2O, HI, KNO3, Cl2O7, HNO3. 2. Выпишите в две колонки названия чистых веществ и смесей: морская вода, крахмал, сахар, молоко, серебро, уксусная кислота, туман, кислород. 3. В приведенном списке формул веществ подчеркните одной чертой формулы алкенов:С2Н6, С3Н6, С3Н8, С2Н2, С2Н4О, С2Н4, С5Н10, С2Н4О2. ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ 1. Расположите следующие химические элементы в порядке убывания радиусов их атомов:K, Fr, Cs, Li, Na, Rb. 2. Расположите перечисленные вещества в ряд по мере усиления их кислотных свойств: фенол, этанол, 2,4,6-тринитрофенол. ТЕСТ СЛИЧЕНИЯ 1. По названию вещества установите, к какому классу неорганических веществ оно принадлежит. Название вещества Kласс (группа) неорганических веществ 1. Веселящий газ.2. Поташ.3. Kальцинированная сода.4. Негашеная известь.5. Едкое кали. А. Kислоты.Б. Соли.В. Водородные соединения.Г. Основания.Д. Оксиды.Е. Простые вещества.Ж. Нитриды 2. Установите соответствие между названием химической реакции и ее сутью. Название реакции Суть реакции 1. Реакция Kучерова.2. Реакция Вюрца.3. Реакция Лебедева. А. Получение гомологов бензола алкилированием ароматических углеводородов галогенопроизводными алканов в присутствии безводного хлорида алюминия.Б. Одновременное каталитическое дегидрирование, конденсация и дегидратация этанола, в результате которых образуется бутадиен-1,3.В. Реакция спиртов с кислотами в присутствии концентрированной серной кислоты, приводящая к образованию сложных эфиров.Г. Гидратация ацетилена в присутствии соли ртути (II) и концентрированной серной кислоты, приводящая к образованию этаналя.Д. Окисление алкенов раствором перманганата калия с образованием гликолей.Е. Синтез предельных углеводородов из соединений с меньшим числом углеродных атомов в результате воздействия натрия на галогенопроизводные алканов. 3. Установите соответствие между формулой соединения и видом химической связи в нем. Формула соединения Вид химической связи 1. Н22. NН33. CaF2 А. Водородная.Б. Ионная.В. Kовалентная неполярная.Г. Металлическая.Д. Kовалентная полярная. 1. Укажите число неспаренных электронов в возбужденном атоме углерода. ТЕСТ НАПОМИНАНИЯ 2. Напишите формулу соли, образующейся при взаимодействии известковой воды с избытком углекислого газа. 3. Kакова реакция среды раствора сульфата железа (III)? 4. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), позволяющих осуществить следующие превращения: 5. Какие химические превращения произойдут при помещении небольшого кусочка лития в раствор сульфата меди(II)? Составьте химические уравнения происходящих процессов, опишите внешние признаки реакций. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ФОРМА ОТВЕТА С ПОМОЩЬЮ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВ «да» или «нет» «правильно» или «неправильно» «+» и «^» а) предельный углеводород; б) в молекуле 4 атома водорода;в) бесцветный газ;г) может вступать в реакции замещения;д) тип гибридизации атомов углерода sp2;е) не реагирует с водородом;ж) может быть получен из этанола;з) имеет один изомер;и) применяется в металлургии. 1. Определите с помощью слов «да» и «нет» истинность или ложность следующих утверждений об этилене: Ответ. а) Нет; б) да; в) да; г) нет; д) да; е) нет; ж) да; з) нет; и) нет. 1) относится к неметаллам;2) второй по распространенности химический элемент в земной коре;3) в атоме содержится 32 протона;4) 16 электронов располагаются в атоме на трех энергетических уровнях;5) на третьем энергетическом уровне в атоме находится 6 электронов;6) относится к s-элементам;7) является биогенным элементом;8) образует высший оксид состава SО3, кислотный по свойствам;9) входит в состав пирита; 10) в сульфитах проявляет низшую степень окисления. 2. Графически подтвердите или опровергните с помощью знаков «+» – «да» и «–» – «нет» приведенные ниже высказывания о сере: 1) Относится к оксидам.2) Бесцветен.3) В молекуле между атомами ковалентные неполярные связи.4) Вступает в реакцию с водой.5) Атом углерода в молекуле имеет высшую степень окисления.6) Ему соответствует кислота.7) Является восстановителем.8) Образуется при термическом разложении карбонатов.9) Имеет резкий запах.10) Используется в промышленности для восстановления железных руд. 3. Используя знаки «^» — «да» и «–» — нет», охарактеризуйте угарный газ (I вариант) и углекислый газ (II вариант).