Презентация на тему Использование на уроках русского языка и литературы технологии РКМЧП для формирования интеллектуальных и творческих способностей
Елдина Ю.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №27» Актуальность педагогического опыта соответствие целям и направлениям развития современного российского образования, удовлетворение запроса общества на формирование социально успешной личности введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, предполагающих деятельностный и компетентностных подходы в обучении метапредметность и личностная значимостью результатов формирования коммуникативной компетенции создание условий для успешного прохождения ГИА возможность включения в активную работу максимального количества обучающихся в ограниченное время урока Технология критического мышления Обучающийся выступает не как объект для восприятия готовых знаний, а как соучастник, соавтор процесса обучения научить обучающихсявыделять причинно-следственные связи;рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию;понимать, как различные части информации связаны между собой;выделять ошибки в рассуждениях;делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, идейные установки отражает текст или говорящий человек;отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;отделять главное от несущественного в тексте или в речи, акцентировать внимание на первом учебный процесс внеурочная деятельность постановка вопроса, побуждающего к осмыслению изучаемой информации;развитие умение выделять в информации главное, составлять план;обучение логически законченному рассказу;побуждение к осмыслению информации средствами сопоставления предметов, явлений, свойств, признаков;обучение порядку самостоятельной работы над новым текстом (информацией, задачей);подведение к видению (осознанию, осмыслению) противоречий;сообщение материала, привлекая учащихся к участию в поиске обоснований;обучение овладению методами анализа ответов одноклассников;обучение приемам самостоятельного составления схем, таблиц;организация обсуждения выполненных работ Рефлексия Стадия вызова Осмысление -Что я знаю? –Что я узнал нового? Как изменились мои знания? -Что я буду делать с новыми знаниями? «Инсерт» Стадия вызова «Корзина идей, понятий, имен» Цель: -актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме;-вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения «Кластер» «Верные и неверные утверждения» «Дерево предсказаний» «Толстые и тонкие вопросы» «Бортовой журнал» «Мозаика» Осмысление Цель:- позволяет учащемуся получить новую информацию;- осмыслить ее;- соотнести с уже имеющимися знаниями. . «Учебный мозговой штурм» «Верные и неверные утверждения» «Толстые и тонкие вопросы» Цель:- целостное осмысление, обобщение полученной информации;- усвоение нового знания, новой информации учеником;- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. . «Синквейн» Рефлексия «Эссе» Прием «тонких» и «толстых» вопросов Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чѐм различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Примеры вопросов учащихся: - Почему повесть называется «Капитанская дочка»? - Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения? - Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева? способ графической организации материалазаписывается ключевое слово-ядро темывокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по теме -Что здесь лишнее? Доработайте схему и заполните кластер 1этап.Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.2этап.Происходит обмен информацией. Главная задача рефлексии- исправить предшествующие представления, «присвоить» новую информацию, определить перспективы в изучении темы. Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Учитель выбирает и записывает 4-7слов.Учащиеся дают общую трактовку этих терминов.Восстанавливают сюжет, в котором фигурируют эти понятия.Воспроизводят какой-либо процесс, опираясь на эти слова.Занимаются сочинительством, стилистически грамотно используя эти слова в тексте. МорфологияРечевая ситуацияКнижные стилиСуффиксТекстНаречиеСтили речиРазговорный стиль Неофициальная обстановкаОфициальная обстановкаЦель общенияОрфограммаПодлежащееФонетика Знаю(вызов) Хочу узнать(вызов) Узнал(реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю цели Что я знал, а что не узнал? Корень-главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных словОкончание- изменяемая часть слова, которая служит для образования новых словОднокоренные слова-это слова, имеющие одинаковый корень Средняя колонка- «линия сравнения», в ней перечисляются те категории, по которым предложено сравнить явления, события, фактыСоседние колонки- информация, которую предстоит сравнить До преступления Раскольников После преступления Отношение к родным Отношение к себе Отношение к Богу Раскольников Двойники Свидригайлов общее различия Тонкие вопросы требуют односложные ответыКто? Что? Где? Куда? Как звать?Толстые вопросы предполагают развернутые вопросы: почему вы думаете, что преступление всегда против совести? почему вы считаете, что убийство иногда можно оправдать? почему все-таки бабушка купила внуку пряник? если бы вы встретились с Витей после совершенного обмана, что бы вы ему посоветовали? Глагол обозначает отвечает изменяется является действие предмета на вопросы «что делать?», «что сделать?» по временам сказуемым прошедшее время настоящее время будущее время изменяется изменяется изменяется по родам и числам по лицам и числам по лицам и числам называется спряжение 1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака. 1стадия-вызов.На основе лишь заглавия предположить, о чем будет текст2стадия-осмысление. Познакомившись с частью текста, уточняют представления о материале.-Что будет дальше и почему? Найдите предложения, где сюжет меняется. Как заканчивается этот рассказ?3стадия-рефлексия. Формы работы: письмо, дискуссия, тезисы, выбор пословиц, творческие работы концентрация знаний, ассоциаций, чувств;сужение оценки явлений и событий;выражение своей позиции ,взгляда на событие, предмет 1 Кто? Что? 1существительное Катерина 2 Какой? 2прилагательных Вольнолюбивая, протестующая 3 Что делает? 3глагола Любит, страдает, верует. 4 Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов Страшный вызов самодурной силе 5 Кто? Что?Новое звучание темы 1существительное Луч света в темном царстве Свобода. Что представляется мне, когда я слышу это слово? Зеленые луга под летним солнцем или безоблачное небо, словно купол накрывающее все вокруг. Или ветер, который сметает снег с вершин самых высоких гор… У человека, живущего в современном мире, не может быть абсолютной свободы…(При изучении романа «Мы» Е.Замятина) организация элективов;организация работы литературного общества; издание школьного литературно-художественного журнала «Родник» и газеты «Школьная правда»проведение ученических конференций, литературных вечеров, поэтических мастерских;организация олимпиад по учебным предметам;организация проектной деятельности;организация погружения в предмет (в каникулярное время);организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр;образовательные туристические поездки;организация предметных декад Название конкурса уровень место ученик Всероссийский конкурс сочинений город победитель Щерба Саша Всероссийский конкурс сочинений республика призер Щерба Саша Республиканский этап форума «Одаренные дети». Номинация «Литературный салон» республика Гран-при Тукузов Кирилл Городской конкурс стихов «Душой рожденные стихи» город 2 местоПризерПризерпризер Тукузов КириллБатина ЕкатеринаКовалёва АнастасияТимошкина Лидия Республиканский литературно-патриотический конкурс «Белые журавли» республика Призер Савинов Саша Республиканский конкурс «Территория права» город 2 Чулгаева Д. Республиканский конкурс чтецов «Живое слово» республика победитель Савинов Александр XVI конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Школьники города - науке XXI века» «Ярмарка идей» город призер Шерстнёв Кирилл XXI (VIII) Бахтинская открытая гимназическая научно-практическая конференция «Диалоги в пространстве культуры». Секция: «Литературоведение» город призер Шерстнёв Кирилл XVI конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Школьники города - науке XXI века» город призер Жихарева Наталья Конкурс авторских стихотворений «Душа в согласии с природой» город призер Рябитченко Ксения Конкурс декламаторов межрегиональной Олимпиады по русскому языку и литературе «Мы сохраним тебя, русская речь…» 1 место2 место3 место Ратникова АнастасияЖихарева Наталья Кузнецов Артем Название конкурса уровень место ученик XVI конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Школьники города - науке XXI века» «Ярмарка идей» город победитель Шерстнёв Кирилл Конкурс сочинений «Подвиг героя» город Победительпризер Кирдяшкина ЮляНачаркин Сергей Премия Главы Республики Мордовия для поддержки талантливой молодежи республика Щерба Саша Премия Администрации городского округа Саранск «Талантливая молодежь» город Маколкина Даша