Презентация по обществознанию на тему Труд — основа жизни (5 класс)


ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИХ ЛЮДЕЙ? Валерий Яковлевич Брюсов В мире слов разнообразных,Что блестят, горят и жгут, —Золотых, стальных, алмазных, —Нет священней слова: _______Троглодит стал человекомВ тот заветный день, когдаОн сошник повел к просекам,Начиная круг ________Все, что пьем мы полной чашей,В прошлом создано ________:Все довольство жизни нашей,Все, чем красен каждый дом.Новой лампы свет победный,Бег моторов, поездов,Монопланов лет бесследный,Все — наследие ______! …. ОПРЕДЕЛИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО ЭТО СЛОВО: «ТРУД» ТЕМА УРОКА:ТРУД – ОСНОВА ЖИЗНИ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТРУД — ОСНОВА ЖИЗНИ»:1. Что такое труд? Каким он бывает?2. Что создаётся в результате труда?3. Как труд оценивается?4. Богатство и бедность. 1. Что такое труд? Каким он бывает? ТРУД — ЧТО ЭТО? ЗАДАНИЕ: СМОТРИ УЧЕБНИК, СТР. 74. ВЫДЕЛИ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (ПРИЗНАКИ) ТРУДА ТРУД — ЭТО1) Работа, занятие.2) Результат деятельности, работы, произведение.3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.4) Усилие, направленное на достижение чего-либо. 2 ЛЮБЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ТРУД» ЗАПИШИ В ТЕТРАДЬ: Труд различается по содержанию и сложности УМСТВЕННЫЙ — ФИЗИЧЕСКИЙпростой — сложныйтворческий — традиционныйиндивидуальный - коллективный ПРОФЕССИИ: Шофёр Учитель Художник Домашняя хозяйка Дворник Программист Продавец Полицейский Агроном САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ: ОПРЕДЕЛИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИЙ (ТРУДА), ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В СПИСКЕ ХАРАКТЕРИСТИКИПостоянный - временный, Простой - сложный, Умственный - физический, Оплачиваемый - безвозмездный, Добровольный - Принудительный, Ручной - Автоматизированный, творческий - традиционный, коллективный - индивидуальный НАЧНИ СВОЙ ОТВЕТ ТАК: «Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..» 2. ЧТО СОЗДАЁТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРУДА? РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: СТР. 761) прочитайте текст, объясните утверждение Адама Смита, опровергните или докажите его.2) Рассмотрите рисунки на стр. 76 и выполните задание. АДАМ СМИТ - английский экономист (1723 — 1790 гг) «Не на золото и серебро а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира» ЗАПИШИ В ТЕТРАДЬ:Товар – продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.Услуги – бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов) Средь облаков, на высоте,Мы дружно строим новый дом,Чтобы в тепле и красотеСчастливо жили люди в нём. ОТГАДАЙ ПРОФЕССИЮ По морскому ходит дну,Беспокоя глубину.Он под илом всё отыщет,Корабля заварит днище,Если течь, стряслась беда —Не помеха и вода. У этой волшебницы,Этой художницы,Не кисти и краски,А гребень и ножницы.Она обладаетТаинственной силой:К кому прикоснётся,Тот станет красивый. ОТВЕТЫ: строитель, водолаз, парикмахер,хирург, шахтёр, сантехник, ветеринар, повар Сейчас, дружок, вопрос такой:Скажи, как называютРабочего, что под землёйНам уголь добывает. Спрятан здесь вопрос такой:Доктор с ниткой и иглойКак зовётся? ВспоминайИ быстрей ответ давай. Его приходу каждый рад,Когда на кухне водопад. Доктор, но не для детей,А для птиц и для зверей.У него особый дар,Этот врач - … В ресторане их найду я -Эти люди в колпакахНад кастрюлями колдуютС поварешками в руках. 3. КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ ТРУД? ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПРЕМИЯ, ПОВЫШЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИВЫГОВОР, ШТРАФ, УВОЛЬНЕНИЕ труд оценивается по количеству и качеству Странное дело,А может быть, нет ―Жил-был на светеКогда-то сапожник.Был он сапожникомСорок пять лет,Но про него говорили:— Художник!— Как вы думаете, почему про него так говорили? Странное дело,А может быть, нет ―Жил-был на светеКогда-то художник.Был он художникомСемьдесят лет,Но про него говорили:— Сапожник!— Как вы думаете, почему труд художника сравнили с трудом сапожника?— Какой еще вывод можно сделать из этого стихотворения? Роман Сеф «Странное дело» Кончил дело — гуляй смело.Делаешь наспех — сделаешь на _____.Где работа - там густо, а в ленивом доме _____.Хочешь есть калачи — не ______ на печи.Всякий ________ на деле познаётся. ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕЗемлю красит солнце, а человека — ______.Делу — время, а потехе — _____.Кто не ________, тот не ест.Без труда не вынешь и рыбку из пруда.Труд кормит, а ______ портит.Без труда жить — только небо ______.Маленькое дело лучше большого безделья.Больше дела, меньше слов.Кто привык _______, тому без дела не сидится.Недаром говорится, что дело мастера боится.Каков ________, такова и работа.Есть терпение — будет и _______.Кто мастер на все руки, у того нет скуки. СЛОВА-ПОМОЩНИКИ:Человек, пусто, работает, мастер, лень, труд, сиди, смело, коптить, час, трудиться, умение, смех БАСНЯСтарик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (Л. Толстой) Как вы понимаете смысл этой басни? 4. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ Богатство - 1) это все, что ценят люди2) изобилие у человека или общества различных ценностей Бедность — состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности человека, семьи, государства «Богатство обязывает» — в этих двух словах заключена основа благотворительности. — Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 78—79 учебника. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.— Что вы узнали о героях рубрики?— Какую память оставили о себе братья Третьяковы в России?— Правильно ли они поступали? Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной) помощи тем, кто в этом нуждается. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - ? ПоговоркаПочему народ России,Отличающийся силой,Проявляющий сноровку,Вдруг придумал поговорку:«Дураков работа любит»? Ведь пословица не сломится,Переходит в род из рода;В ней таится и хранитсяМудрость вечная народа. Эту мудрость все мы знаем,Но поймёт её не всякий!..Скажет: — Был народ лентяем,А отнюдь не работягой!..Нет, народ, трудясь умело,Уважал любое дело! Ведь недаром говорится:Дело мастера боится.Труд нас кормит, лень лишь портит,Лень, она — мать всех пороков!..Ведь не зря у нас в народеО труде пословиц много. В них народ боролся с ленью,Так как был в труде упорен.Если слово взять «уменье»,Без сомненья, «Ум» в нём корень! Коль идёт работа споро, то идёт работа скоро.Ведь недаром говорится:Дело мастера боится!..А «дурак», он тот, кто делоСовершает неумело,Кто работу кончить хочет,Но её не скоро кончит;Кто, трудясь без толку долго,Уйму времени загубит!..Вот что значит поговорка:«Дураков работа любит».Автор: Николай Глазков ШАБЛОН ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ - http://fppt.ru/profession/ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 5 класс: Учебник / Л.Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2016.Сорокина Е.Н. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Поурочные разработки, 5 класс, - М.: ВАКО, 2016 7.ИЗОБРАЖЕНИЯ — Сервис MAIL.RU https://go.mail.ru/search_imagesrf=e.mail.ru&fm=1&frm=mainVerticalПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ - http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-o-trude.htmlСТИХОТВОРЕНИЕ О ТРУДЕ - http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihotvorenie-o-trude-trud.htmlЗАГАДКИ О ПРОФЕССИЯХ - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_1_1.htmБАСНЯ «СТАРИК И ЯБЛОКИ» http://russkay-literatura.net/detskaya-literatura/423-starik-i-yabloni-tolstoj-rasskaz-s-illyustratsiyami.html