Презентация педсовета Преемственность НОО и ООО
9 ноября 2011 г. Координационный советЯкутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учрежденийПлан действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годыУТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. ФГОС Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования. В основе ФГОС лежит принцип:Единство преемственности и инновационности. преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных. Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования. ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт начального общего образования Федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт основного общего образования 1. Требования к результатам Что такое преемственность Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Преемственность в образовании. Требования к результатам – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. 1. Требования к результатам Преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. 1. Требования к результатам Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. 1. Требования к результатам Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути её реализации,контролировать и оценивать свои достижения. Научитьучиться Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности. - ценностные ориентиры содержания образования;- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;- преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию. Программа формирования УУДвключает в себя: Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:- целей и задач;- содержания образования;- организационных форм;- планируемых результатов УУД в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка НОО ООО обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты НОО ООО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие ребования к результатам Цель НОО Цель ООО учить ученика учиться учить ученика учиться в общении Личностные результаты Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные УУД Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Предметные результаты Определены с учетом содержания учебных предметов Планируемые результаты 1. Требования к результатам Преемственность начального и основного общего образования: Основные требования ФГОС НОО ФГОС ООО личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; Основные требования ФГОС НОО ФГОС ООО метапредметные освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться. 1. Требования к результатам Вывод Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся. Программа преемственности начальной и основной школы Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. Для обеспечения преемственности между начальной и средней ступенями обучения создается соответствующая программа. Цель программы преемственности: обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса. Задачи: создать в образовательном учреждении творческую образовательную среду, в которой формируется активная, самостоятельная личность с высокой самооценкой; согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы одна ступень школы готовила основу для последующих; обеспечить преемственность в формировании и интерпретации основных понятий, единство требований к их усвоению; обеспечить общие подходы к формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД), преемственность в их развитии; разработать систему заданий и упражнений, требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной активности. Направления работы При взаимодействии участников образовательного процесса в рамках по организации программы в центре внимания находится ученик и его проблемы. Их ему попреемственности помогают решать учителя начальных классов, учителя-предметники, родители, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель. Цель первого этапа: подготовка учащихся к более высокой ступени обучения, сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в среднем звене. Порядок организации преемственности и адаптационного периода в ОУ: Разработка положения об образовательном пространстве в период перехода с начальной ступени обучения на основную (приложение 1). Разработка варианта программы по преемственности для 5 классов. Составление практических рекомендаций в помощь учителям-предметникам (приложение 2). Принятие классными руководителями идей адаптационного периода и осознание его смысла. Создание программы адаптационного режима с учетом собственных возможностей на основе базовой программы. Составление методических рекомендаций по преемственности преподавания русского языка и математики для учителей-предметников (приложение 3). 4. Обеспечение директором ОУ и его заместителями организационных условий для проведения адаптационного периода. Составление плана проведения классно-обобщающего контроля в 5 классах (приложение 4). 5. Промежуточный анализ и корректировка программы классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей. 6. Постановка психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса. 7. Мероприятия по адаптации пятиклассников к новым условиям. 8. Анкетирование учащихся 5 классов с целью изучения развития личности учащихся (анкеты представлены в приложении 5). Составление карт эмоционального состояния учащихся каждого класса, выявление уровня тревожности. 9. 9. Изучение взаимоотношений в классных коллективах. 10. Проведение родительских собраний для ознакомления с итогами адаптационного периода. Анкетирование родителей для определения уровня социально-психологической адаптации учащихся (приложение 6). 11. Итоговое психолого-педагогическое совещание (консилиум) по результатам адаптационного периода. 12. Итоговая аналитическая справка по итогам классно-обобщающего контроля в 5 классе (приложение 7). Современный урок.Требования к современному уроку.(Методические рекомендацииучителю) Урок как целостная системаУрок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добитьсязатем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Типология уроковУроки классифицируются исходя из: дидактической цели цели организации занятий содержания и способов проведения урока основных этапов учебного процесса дидактических задач, которые решаются на уроке методов обучения способов организации учебной деятельности учащихся В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:Уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);Уроки обобщения и систематизации (3-й тип),Комбинированные уроки (4-й тип);Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип). урок-спектакль исполнение сказочного сюжета смотр знаний урок фантазирования урок-игра ролевые игры деловая игра урок-зачет урок взаимообучения урок-путешествие Нетрадиционные формы урока: круглый стол или конференция урок-состязание пресс-конференция урок взаимообучения урок открытых мыслей урок-восхождение урок-соревнование урок-диалог урок-КВН мозговая атака урок-викторина Нетрадиционные формы урока: урок-брифинг актуальное интервью аукцион знаний имитационно-ролевое моделирование урок-диспут урок-турнир урок-эврика урок-лекция межпредметный интегрированный урок лекция-конференция урок творчества Нетрадиционные формы урока: Структура уроков Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.Урок изучения нового материалаУрок совершенствования знаний, умений и навыковУрок повторенияПовторительно-обобщающий урокУрок контроля и коррекцииКомбинированный урок Решения педагогического совета 31 марта 2015 г. Принять программу преемственности при переходе на новые ФГОСы.2. Использовать структуру современного урока при реализации программы переходного периода. 3. Продолжить ознакомление с УМК по предметам в рамках перехода на новые ФГОС.