Презентация магистерской диссертации Структурирование и алгоритмизация учебного материала на уроках русского языка как средства формирования и развития орфографической грамотности учащихся


Структурирование и алгоритмизация учебного материала на уроках русского языка как средства формирования и развития орфографической грамотности учащихся Объект исследования - структурирование и алгоритмизация учебного материала. Предмет исследования - использование структурирования и алгоритмизации учебного материала на уроках русского языка как средство формирования и развития орфографических навыков учащихся. Цель работы – теоретически разработать, практически апробировать и проанализировать влияние алгоритмизации и структурирования учебного материала на уроках русского языка на процесс формирования и развития орфографических навыков учащихся. Задачи:Актуализировать теоретические знания по орфографии и методике орфографии;Определить факторы и условия, способствующие усвоению грамотного письма;Выявить роль структурирования и алгоритмизации как средства управления умственной деятельностью учащихся;Представить систему алгоритмов и схем как средство формирования и развития орфографических умений и навыков;Предложить методику составления алгоритма и структуры на материале конкретных орфограмм;Проанализировать возможности использования алгоритмизации и структурирования материала в учебной деятельности;Проверить влияние разработанной системы алгоритмов и схемна процесс формирования орфографических умений и навыков. Новизна проведенного исследования –дается методика составления и использования алгоритма учащимися на уроках русского языка через лингвистический анализ орфограмм; представлен лингвометодический анализ конкретных орфограмм, позволяющий усвоить ключевые моменты правила, что окажет помощь в составлении оптимального варианта алгоритма или схемы. Гипотеза: лингвистический анализ орфограммы позволяет составить оптимальный вариант алгоритма или схемы для ее изучения, что способствует формированию и развитию орфографических навыков учащихся. Положения, выносимые на защиту:Структурирование и алгоритмизация учебного материала являются факторами, способствующими усвоению грамотного письма.Алгоритмизация обучения способствует формированию орфографических навыков.Структурирование учебного материала позволит развивать орфографическую зоркость.Лингвистический анализ орфограммы способствует усвоению ключевых моментов правила, что, в свою очередь, позволит составить оптимальный вариант алгоритма или схемы.Орфограммы, которые можно объяснить с точки зрения истории русского языка, лучше поддаются алгоритмизации, а орфограммы, в основе которых лежат фонетические, словообразовательные, морфологические явления в современном русском языке, легче структурировать. Теоретическая значимость состоит в дальнейшей разработке вопросов методики орфографии, в частности, в выявлении и описании влияния лингвистического анализа орфограммы на составление оптимального варианта алгоритма или схемы для ее изучения, что позволит формировать и развивать орфографические навыки учащихся. Практическая ценность заключается в возможности использования материалов исследования на уроках русского языка в средней школе, при обобщении и систематизации учебного материала в старшем звене, при подготовке к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в средне-специальные и высшие учебные заведения. Алгоритм правописания Ь после шипящих Определите часть речи сущ. прил. глаг.2. Если это имя существительное, определите склонение. 1,2 скл. 3 скл. ь не пишется ь пишется3. Если это глагол, употреблен ли он в неопределенной форме? да нет Ь пишется 4. Определите наклонение глагола повелительное изъявительное Ь пишется 5. Определите, это глагол 2 лица ед.числа? да нет Ь пишется Ь не пишется 6. Если это краткое прилагательное Ь не пишется Алгоритм правописания Ь после шипящих 1. Определите часть речи сущ. прил. глаг. 2. Если это имя существительное, определите склонение. 1,2 скл. 3 скл. ь не пишется ь пишется3.Это глагол с шипящим на конце? да нет Ь пишется ь не пишется4. Это краткое прилагательное? Данет Ь пишется Ь не пишется 1. Выделить орфограммы 2. Определить часть речи 3.Установить, в какой части находится каждая орфограмма: в приставке в корне в суффиксе в окончании 4. Выбрать правило и 4. Выбрать правило и применить его применить его Обобщенный алгоритм, пригодный для большинства орфограмм. Спасибо за внимание!