Презентация на тему Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: проблемы и перспективы
Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: проблемы и перспективы Ахмедова Патимат Джамалодиновна, учитель математики МБОУ лицей № 8 города Махачкалы 3 ноября 2016 года. Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе. План :1.Теоретическая часть.2.Практическая часть.3.Вывод. Нежно, внимательно, ласково,С каждым ребёнком… С открытой душой…Всё, что умеем, знаем и можем,Всё отдаём… И в сердце большомМесто найдётся для каждого!Каждого нужно увидеть, раскрыть!Всем я желаю добра и терпения! Всего самого лучшего! И чтоб не пропало у нас желание детишек многому НАУЧИТЬ!!! «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский.Как разработать урок по-новому?Как учителю сохранить собственное лицо и учестьпри этом новые требованияФГОС? Современный урок математики в условиях введения ФГОС: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль; 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС: учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей) умение демонстрировать методическое искусство учителя планирование обратной связи урок должен быть добрым в центре внимания урока — дети времясбережение и здоровьесбережение вывод делают сами учащиеся минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию на уроках математики. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Изменение схемы урока: От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса. Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов: Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:по поиску и обработке информации;обобщению способов действия;постановке учебной задачи и т. д. Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Нестандартное ведение уроков Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодей-ствие с родителями обучающих-ся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов:
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результа-ты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Создание проблемных ситуаций. Проанализируйте выражение и запишите его в знакомом виде: (25+3+3+3+3+3):4 (25+3·3·3·3·3):4 Выполните действия. (54271+39999)+10001
Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас процессы и действия задачи? Что вы знаете, прочитав эту часть. Какие выводы у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, сколько способов решения задачи? Какую похожую задачу придумали бы вы? Что вы создали? Инсерт(чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:«!» – Я это знал.«+» – Новое для меня.«-» – Вызывает сомнение.«?» – Вопрос. Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД
Знаю Хочу узнать Узнал Как выглядит треугольник Какие ещё бывают треугольникиГде можно встретить их в жизни Остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольник. Могу посчитать периметр Интересные задачи с треугольникамиБермудский треугольник Равносторонний, разносторонний треугольник. Равнобедренный треугольник Треугольник – элемент для конструированияКак построить треугольник по заданным элементам Периметр равностороннего треугольника. Проблемы по внедрению ФГОС В части материально-технического обеспечения:недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимыеэлектронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.В части информационно-методического обеспечения:требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;В части оценочной деятельности и диагностики:влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из начальной школы; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.Методическая помощь по созданию жизненно ориентированных проблем на уроках математики. Учебники