Открытый Урок :№ КОРРЕКЦИОНННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ СБО КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».


«КОРРЕКЦИОНННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ СБО КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ». Учитель СБОЖарких Н.А. Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения. Целью коррекционной работы является исправление присущих недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка. Коррекция дефектов Общая коррекция Индивидуальная коррекция Общая коррекционно-развивающая работа со всеми учащимися заключается в исправлении дефектов мышления в повышении интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта в развитии познавательной деятельности всех психических функций социально-бытовых и коммуникативных навыков. Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция - с отдельными учениками или с небольшой группой. Физиологической основой коррекции недостатков развития является положение о пластичности функций центральной нервной системы и компенсации У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности. Все это есть качество ума. 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности 2. Развитие основных мыслительных операций;3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)4. Развитие речи, владение техникой речи.5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.6. Совершенствование движений и сенсорного развития 7. Развитие различных видов мышления;8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания слова наглядного образа практических действий. Коррекционная деятельность может осуществляться через: дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урокатренировочные упражнения по усвоению и отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темысоздание проблемных ситуаций.решение логических задач. Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример:ИглабдниткауцнаперстокджножницыгшСвеклашщперецждкартофельэыморковьгн Упражнения, направленные на способность установления связи между элементами материала (низкий уровень развития памяти) Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом придумать рассказ, которая свела бы их вместе.Например: Лиза , уборка, пылесос, девочки, прогулка. Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности. Упражнение «Пол, нос, потолок» Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Упражнение на развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование способности к мысленному анализу и синтезу. Способы применения предмета. Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.Например: помидор. Салат, борщ, украшение к блюду, фаршированный помидор, и т.д. Коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве. Задание детям: перед вами отдельные детали предмета, вы должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. Моделирование реальных ситуаций. С помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ. Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно – педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать учащихся в ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.