Презентация опыта работы общеобразовательного учреждения по теме Трудотерапия как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Трудотерапия как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяГКОУ РО Красносулинская школа-интернат № 1Заместитель директора по учебной работе Ветохина Ирина Викторовна Анализ контингента обучающихся, воспитанников с ОВЗ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный годЛегкая умственная отсталость(%)Умеренная умственная отсталость(%)Индивидуальное обучение на дому(%)Дети инвалиды(%)2012-2013871314452013-2014841615482014-201582181251 Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;Приказ Минобрнауки России от30.08.2013г.№1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;Федеральный Закон от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов РФ»;Проект ФГОС от 2014года для обучающихся с умственной отсталостью;Областной закон от 14.11.2013г.№26-3С «Об образовании в Ростовской области»;Постановление от 28.03.2014г.№1 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственных и муниципальных образовательных организаций Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;Устав образовательного учреждения. Нормативно-правовая база, регламентирующая трудотерапию в образовательном учреждении Исходя из ФГОС для умственно отсталых обучающихся, в основе которого положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление трудотерапии в образовательном учреждении сопряжено с развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Необходимые условия для успешного развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в организации образовательного пространства: организация в образовательном процессе доступной деятельности для обучающихся;развитие личности обучающихся с ОВЗ должно осуществляться в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации;организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Средства трудотерапии для социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении:Уроки трудового и профессионально-трудового обучения на II,III,IV уровнях общего образования по образовательным компонентам:-ручной труд на II уровне общего образования,-профессионально-трудовое обучение на II уровне общего образования по профилям (швейное, столярное дело, сельскохозяйственный труд),-углубленная трудовая подготовка на IV уровне общего образования по профилям швейное и столярное дело.Вариативный компонент трудовой подготовки в 7-9 классах представлен программами: «Графическая вышивка», «Вышивка в швейных изделиях», «Объемная резьба по дереву», «Художественное точение из древесины с использованием мотивов Донского края», «Цветоводство». Кружковая деятельность в рамках внеурочных занятий по интересам в направлениях: художественно-эстетическом, научно-техническом, физкультурно-спортивном.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды и количество кружков/года обучения2012-20132013-20142014-2015Технические111Спортивные122Художественные141414Всего обучающихся, занимающихся в кружках. Из них, в более 2 кружках215   215165   80220   220 Трудовая деятельность обучающихся по формированию навыков самообслуживающего труда в рамках трудовых десантов, акций «Древонасаждение», посвященных календарным праздникам, памятным датам.Участие воспитанников в областном конкурсе «Лучший по профессии» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Год участияНоминацияКоличество обучающихсяКлассРезультат2011-2012Столярное дело1917 место2012-2013Столярное дело1911местоШвейное дело1810 место2013-2014Швейное дело19Диплом участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий» Участие обучающихся в интернет конкурсах творческого мастерства  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Год участияУровень участияв творческих конкурсахРезультат участияДиплом IстепениДипломIIстепениДипломIII степениГрамоты2013Международные ----Всероссийские157--Региональные---1(2 место)2014Международные --- Всероссийские2072 Региональные1--- Результативность трудовой терапии на этапе итоговой аттестации по завершению III и IV уровней общего образования {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный годКачество итоговой аттестации (%) III уровень общего образованияIV уровень общего образования Общее качество2012-20135778692013-20146510077 Социальная адаптация через самоопределение выпускников образовательного учреждения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Социальная адаптацияГод выпуска9 класс2012-20132013-2014Обучение в 10 классе в рамках углубленной трудовой подготовки0 чел.1 чел. продолжил обучение в 11 классе7 чел.Обучение в других образовательных организациях--Трудоустройство по профилям трудового обучения--Трудоустройство через ЦЗН--Трудоустройство по найму по месту жительства8 чел.5 чел.Состоит на учете в ЦЗН -Не трудоустроены3 чел.дети-инвалиды6 чел., из них 3чел.дети-инвалиды {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Социальная адаптацияГод выпуска11 класс2012-20132013-2014Обучение в других образовательных организациях-2 чел. (МБОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Красного СулинаТрудоустройство по профилям трудового обучения2 чел.-Трудоустройство через ЦЗН1 чел.-Трудоустройство по найму по месту жительства3 чел.-Состоит на учете в ЦЗН2 чел5 чел.Не трудоустроены1 чел. инвалид2 чел. инвалиды Выводы:Сравнительный анализ качества трудовой терапии через урочную, внеурочную и различные виды трудовой деятельности в образовательном учреждении показывает положительную динамику формирования социальных навыков у обучающихся с ОВЗ.Сравнительный анализ трудоустройства выпускников и анализ постинтернатного сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей показывает на ряд проблем в социальной адаптации воспитанников вне специального образовательного учреждения: невозможность обучения воспитанников в организациях среднего профессионального образования из-за отсутствия коррекционных групп.;-недостаточная организация получения профессионального образования выпускниками через ЦЗН;Низкий уровень мотивации к профессиональной трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в силу индивидуальных психофизических особенностей развития.