Презентация к интегрированному уроку (литература, искусство) по теме Памятник рукотворный (11 класс)


Портрет А.С.Пушкина (1827)О.А. Кипренский Открытие памятника в июне1880 года было “одним из незабвенных событий русской общественной жизни последней четверти прошлого столетия… После ряда удушливых в нравственном и политическом смысле лет… вдруг пронеслись струи чистого воздуха – все постепенно начало оживать. Блестящим проявлением такого оживления был и пушкинский праздник в Москве”. А.Ф. Кони Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г. Неизвестный художник. Открытие памятника А.С. Пушкину на Страстной площади в Москве 6 июня 1880 года. Рисунок А. Баумана 8 июня. В Благородном собрании Ф.М. Достоевский читал речь, посвященную открытию памятника А.С. Пушкину Ф.М. Достоевский. 1880 год Почему открытие памятника Пушкину и речь Достоевского о нем вызвали столь восторженную реакцию публики? Что сказали о поэте два художника – скульптор и писатель? В чем значение этих произведений культуры? Яков Карлович Грот русский языковед и историк литературы ОПЕКУШИН Александр Михайлович (1838 - 1923), скульптор. Действительный член Академии художеств и Императорской Археологической комиссии, академик скульптуры. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 г. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным А.М. Памятник Екатерине II. Санкт-Петербург Памятник А.С. Грейгу.Николаев Вывод: Памятник Пушкину скульптора А. М. Опекушина до сих пор считается одним из лучших произведений художественной культуры. Автору удалось через постижение внутреннего мира поэта передать не только внешнее сходство, но и общее представление о том, что всем дорого в поэте, о том, что дарит нам поэзия Пушкина: "И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…" Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… Н.В.Гоголь «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве» « Финал Онегина: русская женщина, сказавшая русскую правду» За 45 минут Достоевскому удалось убедить Россию в мировом значении Пушкина– убедить не путем логических доказательств, а силой искусства. Вывод: Речь Достоевского о Пушкине убеждает всех в мировом значении творчества Пушкина, называет поэта “национальным”. Она поставила вопросы, которые всех волновали. Речь о Пушкине – художественный концентрат всего того, о чем размышлял Достоевский всю жизнь, о чем писал в своих романах и “Дневниках”. В речи сказались характернейшие черты творческого гения Достоевского: его этический максимализм, обостренное восприятие русской истории и русского человека. Речь Достоевского воспринимали как идеал для своего времени. Оба художника – Опекушин и Достоевский – разными средствами преследовали одну цель: показать исключительность личности поэта. Они максимально приблизили свои произведения к натуре: каким представляется Пушкин всем. Изображение поэта этими художниками проецировалось на творческий характер личности Пушкина; они стремились решить задачу – показать в Пушкине прежде всего поэта, “гения поэзии”, увековечить его человеческое достоинство и независимость. Они стремились включить Пушкина в широкий контекст современной жизни. В этих произведениях воплощен в образе Пушкина нравственный идеал эпохи. Быть может (лестная надежда!),Укажет будущий невеждаНа мой прославленный портретИ молвит: то-то был поэт!Прими ж мои благодаренья,Поклонник мирных Аонид,О ты, чья память сохранитМои летучие творенья,Чья благосклонная рукаПотреплет лавры старика! «Евгений Онегин», гл.2