Презентация «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения иностранному языку. Говорение. Диалогическая речь»


Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения иностранному языку. ГОВОРЕНИЕ. Диалогическая речь. В связи с интенсивным развитием международных связей между российскими и зарубежными фирмами, расширились связи между российскими и зарубежными школами и начали активно разрабатываться совместные образовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену, по совместной деятельности школ как партнёров в области общеевропейского образования, по участию в международных проектах. Поэтому необходимо взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования, молодёжного туризма, сфере народной дипломатии, к использованию иностранного языка в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов и ознакомления их с особенностями жизни и быта стран. Обучающиеся сталкиваются со многими трудностями, такими как: - запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? куда?когда? и т.д.), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;- целенаправленно расспрашивать, “брать интервью”, обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ его выполнять;- дать совет и принять/не принять его;- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нём участие;- сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним. Обучащиеся также могут испытывать трудности, когда им необходимо выразить свою точку зрения и согласиться/не согласиться с мнением партнёра; высказать одобрение/неодобрение; выразить сомнение; выразить эмоциональную оценку (радость/огорчение, желание/нежелание). При обучении диалогической речи определяю следующую цель – научить решать коммуникативные задачи, необходимые для ведения различных типов диалогов: диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями. В реальной действительности диалогическая речь может быть представлена как цепочка решения проблем, следовательно, при обучении диалогической речи мы можем использовать проблемный подход. Как из непроблемной ситуациисделать проблемную Основа – проблемно-коммуникативные задачиУчет познавательно-коммуникативных потребностей и возможностей обучающихсяДля создания учебной речевой ситуации необходимо знать компоненты смыслового содержания, к которым относятся: цель, участники, место и время общения Различие: В проблемной ситуации есть проблема, конфликт и в смысловом содержании могут быть неизвестные компоненты; В непроблемной ситуации нет проблемы и должны указываться все компоненты смыслового содержания. Основным, известным компонентом проблемной ситуации должна явиться цель, осложнённая препятствием. Такие компоненты, как место, время, участники общения могут быть неизвестными. PEOPLE PLACE TIME Обучение диалогической речи при изучении таких тем, как «Одежда», «Покупки» Непроблемная ситуация: «Вы хотите купить брату/сестре подарок – футболку. Вы её покупаете в торговом центре. (Разговор с продавцом)». В данной ситуации все компоненты смыслового содержания указаны: цель общения – покупка футболки, участники общения – покупатель и продавец, место и время общения – супермаркет, рабочее время. Проблемная ситуация: «Вы хотите купить брату/сестре подарок – футболку, но не знаете, где её купить». В этом случае известны цель общения – покупка подарка, а остальные компоненты, такие как место, время и участники общения являются неизвестными. Чтобы разрешить эту проблемную ситуацию, обучающийся сам выбирает участников общения, место и время. Проблемная ситуация: «Вы хотите купить брату/сестре подарок в торговом центре, но Вы не знаете, что купить… (Разговор с продавцом)». В этой ситуации известны участники общения, место и время, а цель общения осложнена препятствием - что именно купить.