Урок истории 10 класс Внешняя политика России в XVII веке.
ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
кафедра общественных дисциплинПроект урока по историипо теме: « Присоединение Украины к России (причины и последствия)».10 классг. Сальск2015г.
Авторы проекта:Савченко Е.М.учитель истории МБОУ СОШ № 59 п. БелозёрныйОстапенко Л.Н. учитель истории МБОУ СОШ № 28 с. ИвановкаАрефьева Т.И. учитель истории МБОУ СОШ № 17 с. Кручёная БалкаКосарева С.С. учитель истории МБОУ СОШ № 51 с. Березовка
Цель урока:Создать условия для формирования умений раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России на основе коммуникативной и познавательной деятельности.
Задачи урока.
В результате урока обучающийся сможет:Предметные:- характеризовать причины и последствия процесса присоединения Украины к России;- назвать хронологию этапов присоединения Украины к России;- показывать на карте территории Украины вошедшие в состав России;- раскрыть значение смысла понятий: присоединение, воссоединение .
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
познавательные- систематизировать учебный материал и составить таблицу: «Этапы и последствия присоединения Украины к России»;- анализировать исторические документы этого периода;- сделать выводы о религиозной и этнической общности русского и украинского народов;- назвать условия заключения вечного мира с Польшей.регулятивные- составлять характеристику (исторический портрет) Богдана Хмельницкого), используя материал учебника и дополнительную информацию;- определять цель , проблему в учебной деятельности, выдвигать версии,оценивать степень и способы достижения цели, аргументировать собственную точку зрения. коммуникативные- Уметь излагать своё мнение, рассказывать об основных событиях, происходящих в процессе присоединения Украины к России и об их участниках, используя историческую карту.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- выразить своё отношение к данной проблеме;- высказывать свою точку зрения о последствиях присоединения Украины к России для обеих сторон.
Основная идея урока:Россия и Украина – два братских народа, у которых общие историко – культурные корни.
Оборудование:Компьютер, проекторИсторическая карта «Россия в 17 веке»;Историческая карта «Освободительная война украинского народа 1648-1654гг. И воссоединение Украины с Россией»
«Арка дружбы народов» –скульптурная композиция в честь объединения Украины с Россией. Г.Киев
Педтехнология :Проблемное обучениеI Этап – создание проблемной ситуации: « В Киеве не исключили демонтажа памятника воссоединению России и Украины.» Об этом сообщил вице-премьер и министр культуры Украины Вячеслав Кириленко. Арка Дружбы народов была открыта в Киеве на берегу Днепра в 1982 году и была приурочена к 60-летнему юбилею образования СССР. На монументе изображены скульптуры трудящихся - украинца и русского, а также сцены Переяславской рады, на которой в 1654 году было принято решение о присоединении Украины к России.
В советской, а позже и в современной российской историографии процесс присоединения украинских земель к Русскому царству чаще всего именовался «воссоединением Украины с Россией» и описывался как дружеский и бескорыстный жест со стороны Москвы, откликнувшейся на просьбу о помощи украинского гетмана Богдана Хмельницкого, втянутого в многолетнюю войну с поляками. В рамках этой концепции события времен Переяславской рады зачастую рассматриваются как результат взаимного притяжения двух государственных образований, представлявших, по сути, один и тот же народ — потомков Киевской Руси. Однако украинские историки еще в XIX веке по-иному стали смотреть на события тех лет. В частности, Владимир Сергийчук полагает, что Россия воспользовалась безвыходным положением Хмельницкого и во многом не сдержала свои обещания, первоначально данные украинцам. Наконец, украинский историк готов поставить под сомнение сам факт родства двух братских народов…
II этап – формирование проблемы:Добровольно ли воссоединились два славянских народа — русский и украинский? И какую роль присоединение сыграло в судьбе каждого из государств?
Деление на группы
:Выяснение лексического значения понятий воссоединение и присоединение:Работа со словарями ( приложение 2).Кто считает что процесс вхождения Украины в состав России это воссоединение – 1 группа.А кто придерживается мнения, что это процесс присоединения- 2 группа.
III – этап Выдвижение гипотез: 1 гипотеза :Присоединение Украины к России – это процесс добровольный. 2 гипотеза: Россия воспользовалась внешнеполитической ситуацией и присоединила территории Украины.
IV этап – поиск решения проблемы:1.Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.3. //Сочинения. В 9-ти т. Т.3. – М., 1988. - C. 109 – 113.2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. // Соловьв С.М. Сочинении. В 18 кн. Т. 11-12. М., 1991. –С. 180-1843. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории . – М., 1992. – С. 254 – 2564. Присоединение запорожских земель к России в 1654 является гениальным решением Хмельницкого или исторической ошибкой? http://diletant.ru/duels/23358503/5. Свой цивилизационный выбор Украина уже сделала. Еще на Переяславской радеhttp://v-medvedchuk.livejournal.com/56707.html6. Толковый словарть русского языка http://www.vedu.ru/7. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.8. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.9. Владимир Сергийчук «Насилу не быть милу«31 спорный вопрос» по истории: как присоединяли Украину.» http://www.liveinternet.ru10. 7 фактов о присоединении Малороссии к России
© Русская Семерка russian7.ru
V этап – формирование выводов:Причины присоединения Украины к РоссииПоследствия присоединения Украины к России для УкраиныПоследствия присоединения Украины к России для РоссииВывод:
VI этап- критерий оценивания: