Презентация к уроку литературы по теме Анализ стихотворения А.С.Пушкина Пророк
А.С. Пушкин «Пророк» 1826 г Руденко Г.А. Учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония» г.Отрадный Самарской области
«Пророк» Александр ПушкинДуховной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился,И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился.Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он:Отверзлись вещие зеницы,Как у испуганной орлицы.Моих ушей коснулся он,И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,И празднословный и лукавый,И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул,И угль, пылающий огнем,Во грудь отверстую водвинул.Как труп в пустыне я лежал,И бога глас ко мне воззвал:«Востань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моейИ, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.»
История создания:«Пророк» — стихотворение А.С.Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта.
Словарная работа:Духовная жажда – неудовлетворенность, мучительная душевная тоскаШестикрылый Серафим – персонаж в христианской мифологииПерстами – пальцамиЗениц – глазВещие – видящие скрытое от других
«Пророк» Александр Пушкин1.Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился,И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился.2.Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он:Отверзлись вещие зеницы,Как у испуганной орлицы.Моих ушей коснулся он,И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,И празднословный и лукавый,И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул,И угль, пылающий огнем,Во грудь отверстую водвинул.3.Как труп в пустыне я лежал,И бога глас ко мне воззвал:«Востань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моейИ, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.»
Определим жанр :Объясните употребление слов высокого стиля и укажите их…О чем это вам говорит?Скажите, можно ли пересказать стихотворение? Какова композиция стихотворения?Какова тема ?
Образы в стихотворении:- Назовите действующих лиц?- Как называется в нём поэт и с кем он сравнивается?- Выберите обобщающее определение..Кто может быть поэтом? любой ли человек?Как происходит преображение: что происходит с самим поэтом-пророком?Каковы действия Бога и какова, в чём выражается, реакция на них?В чём именно, по смыслу стихотворения, выражен его дар?
Пророк как послание будущим литераторам:Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью, посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведения. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.
Выразительные средства:В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. многочисленные метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги»;эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовная жажда»;сравнения – «как сон», «как труп», «как у испуганной орлицы».анафора – как подражание библейскому синтаксисуВсе ИВС помогают показать драматизм превращения поэта в пророка.
Размер стиха:Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя.
Идея стихотворения:Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». В этом его подлинное призвание. «Жечь глаголом» сердца людей – вот истинное предназначение поэта-пророка, не оставаться в стороне, реагировать на происходящее в обществе.