Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций младших школьников через проектно- исследовательскую деятельность учитель начальных классов Оксузьян Людмила Борисовна «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.А. Сухомлинский Актуальность темы Современная наука об экологии за последние годы обогатилась новыми знаниями, стала наукой, которая затрагивает все сферы духовной жизни человека и общества в целом. Я считаю, что школьное экологическое воспитание является основой формирования нового образа мышления, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.В проекте показателем эффективности формирования экологической ответственности выступает не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование нормам здорового образа жизни – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка, а так же экологическим ценностям в поступках и поведении.Актуальность моего проекта заключается в том, что природа представлена в нем, как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Противоречия Между необходимостью формирования экологической культуры школьников и недостаточным количеством технологических решений по данному вопросу в традиционной методике воспитания.Между необходимостью получения школьниками в доступной форме научных представлений об окружающем мире и отсутствием достаточных знаний в содержании учебных программ.Между естественной потребностью человека к знаниям окружающего мира и низкой познавательной активностью обучающихся в современной школе.Между возможностями использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций и отсутствием навыка у младших школьников к данному виду деятельности. Цель проекта Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, имеющей потребности здорового образа жизни. Задачи проекта 1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования. 2. Разработать и провести диагностику показателей уровня экологической грамотности учащихся.3. Организовать проектно - исследовательскую деятельность экологической направленности, разработать дидактические материалы.4. Формировать систему экологических знаний, интереса к краеведческому материалу, мотивировать к участию в творческих конкурсах.5. Обобщить и проанализировать полученные результаты проекта.6. Разработать методические рекомендации по теме проекта и поделиться ими с коллегами через выступления на МО и публикации на педагогических сайтах. Объект исследования Учебно-воспитательный процесс по формированию у обучающихся начальной школы (1 – 4 кл.) экологической грамотности и природоохранных компетенций в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения ФГОС нового поколения. Предмет исследования Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как инструмент становления экологической грамотности и природоохранных компетенций. Гипотеза Если в учебно-воспитательном процессе начальной школы обеспечить системное использование методов организации проектно-исследовательской деятельности, способствующей формированию природоохранных компетенций и экологической грамотности, то в каждом школьнике сформируется гуманная, социально – активная, творческая личность, способная понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Планируемые результаты Обучающие повышение уровня знаний учащихся относительно природы родного края; расширение кругозора учащихся через использование дополнительных источников информации;Развивающие формирование положительной мотивации к процессу познания окружающего мира;формирование умения самостоятельной учебной деятельности;формирование навыков проектно-исследовательской деятельности; Планируемые результаты Воспитывающие воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности; повышение интереса у учащихся к изучению природы родного края в процессе исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности; выработка неравнодушного отношения к охране и защите природы родного края; формирование умения и привычки работать самостоятельно, опираясь на помощь книжных и мультимедийных источников информации; формирование у обучающихся толерантного отношения друг к другу и к окружающим людям; Обоснование проекта: Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой. Новизна проекта Проектно-исследовательской деятельность играет важную роль в формировании экологической культуры учащихся. Учащимся предоставляется возможность для соединения экологических знаний с практическим опытом взаимодействия с природой, учителю - организовать активную познавательную деятельность в целях приобщения учащихся к решению экологических проблем и бережному отношению к природе, в т.ч. своего края. Тип проекта по доминирующей деятельности – практико-ориентированный;по форме – групповой;по продолжительности – краткосрочный.Сроки реализации проекта2010 – 2011 уч. г. Теоретико-методологическая основа проекта Нормативно-правовой и документальной основой проекта являются Закон «Об образовании» (Национальный образовательный проект), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения (Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования),Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Этапы и сроки реализации проекта 1. Подготовительный (сентябрь–октябрь 2010 г.) 2. Внедренческий (ноябрь– апрель 2010 г.) 3. Аналитический (апрель – май 2010 год) Подготовительный этап Задачи Содержание деятельности Планируемый результат 1.. Определить цели, задачи проекта, смоделировать ожидаемый результат, спланировать деятельность 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и в методической литературе. 1. Программа работы по проекту.Выступление на МО 2. Провести сравнительный анализ содержания 2. Составление : программы ДО «Сказки Тамбовского леса»; методического кейс-пакета «Я в ответе за жизнь на Земле». 2. Осуществление занятий с учащимися начальной школы по программе ДО; Проведение бесед с родителями на родительских собраниях в рамках методического кейс-пакета. Практический этап Задачи Содержание деятельности Планируемый результат 1.. Апробация программы ДО «Сказки Тамбовского леса» 1. Разработка методических рекомендаций по проведению занятий в рамках программы ДО, создание дидактического обеспечения. 1. Реализация проектов на тему «Кто с кем дружит в лесу»,«Редкие и охраняемые»,«Первоцветы нашего леса» «Птичья столовая» 2. Выполнить совместно с учащимися проекты по заданным темам. 2. Создание:Рекламных проспектовОрганизация выставки творческих работ по темам исследований. 2. Участие в конкурсах различного уровня, связанных с темой проекта Аналитический этап Задачи Содержание деятельности Планируемый результат 1.Провести диагностикуоценки уровня социальнопсихологического климата на занятиях и др. показателей целесообразности внедрения программы ДО. 1. Диагностика уровня экологической грамотности учпахщихся. Подготовка материалов к обобщению опыта и публикациям, участие в педагогических конкурсах в рамках темы проекта. 2. Провести диагностикузаинтересованности родителей в предлагаемой информации. 2. Диагностика заинтересованности родителей Направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды организационные и познавательные мероприятия;проектно – исследовательская деятельность; практическая и просветительная работа;экскурсионная деятельность; благотворительные акции;работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории познавательно-развлекательные мероприятия;укрепление здоровья; Реализация проекта Пути формирования познавательной мотивации младших школьников на занятиях создание ситуации успеха использование современных образовательных технологии (в т. ч. проектной,ИКТ) выбор конкретной нетрадиционной формы занятия (деятельностный подход, игровые технологии) Основные образовательные технологии ООТ Дифференци-рованное обучение ИКТ Проблемное обучение Проектные Здоровье-сберегающие Интерактивные Практическая реализация проекта ВСЕМИРНЫЕ ДНИ НАБЛЮДЕНИЙ ПТИЦ КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬЕОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ Практическая реализация проекта Практическая реализация проекта С любовью к природе Практическая реализация проекта Областная выставка-конкурсдекоративно-прикладноготворчества Практическая реализация проекта Результаты реализации проекта Насколько хорошо я знаю родную природу Как изменилось мое отношение к родному краю Мое отношение к охране природы родного края в середине проекта Вывод Гипотеза подтвердилась. Системное использование методов организации проектно-исследовательской деятельности позволило сформировать природоохранные компетенции. Ученики овладели системой знаний о природе, экологических проблемах своего региона. В этом им помогли не только знания, полученные на уроках, но и результаты собственных исследований, изучение дополнительных источников информации. Информационные ресурсы ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта http://standart.edu.ru/Шелковникова Ю.Н. Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010 Экологическое воспитание младших школьников. Рефератhttp://www.neuch.ru/referat/41724.htmlМулькова С.А. Современные подходы к стилям педагогического общения – Герценовские чтения http://www.math.spbu.ru/user/gran/herz2010.pdf