Исследовательский проект Есть ли место книге в жизни современного подростка?


Исследовательская работа на тему: «Есть ли место книге в жизни современного подростка?» ОГКОУ «Кадетский корпус»Школьная научно-исследовательская конференция «Первые шаги» Работу выполнила:Александрова Наталья, ученица 8 б класса Куратор: Михеева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы Эпиграф: Книга, как птица, Может весь мир облететь. Книга — царица: Может сердцам повелеть. Книга — богиня: Чудо свершает порой. Книга — рабыня: Часто проходит сквозь строй.                       Евгений Баратынский гипотеза: Современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение! Как следствие происходит постоянное снижение читательского интереса. Объект исследования: Подростки 13 - 15 лет – кадеты 7-ых, 8-ых классов Всего: 67 учащихся. Предмет исследования: - данные анкеты «Книга – мой друг?»;- данные о читательском интересе, полученные от библиотекаря Ситниковой Нины Дмитриевны;- изучение дополнительной литературы по данному вопросу. Поставленные задачи: Изучить читательский интерес кадет 7-ых, 8-ых классов;Определить, какую литературу читает современный подросток;Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу: «Современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение! Как следствие происходит постоянное снижение читательского интереса». методы: - анкетирование, - анализ анкет;- наблюдение за подростками, приходящими в библиотеку;- математические методы обработки результатов исследований;- работа с дополнительной литературой по данному вопросу. Актуальность Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что дети стали меньше читать, больше сидят за компьютером, находясь в виртуальном мире. Практическая значимость - материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;- данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по воспитанию подрастающего поколения и привитию им художественного вкуса. Анкетирование Анкета «Книга – мой друг?», состоящая из 16-ти вопросов, была предложена кадетам 7-ых, 8-ых классов. Спасибо всем ребятам, принявшим участие в анкетировании.Что показал анализ анкет? Любите ли Вы читать ? На вопрос отвечали девушки (7 б, 8 б классы)… Любите ли Вы читать ? На вопрос отвечали юноши (7а, 8а классы)… Каждый ли день ты читаешь? Каждый ли день читают девушки? Каждый ли день читают юноши? В вопросе «Каждый ли день ты читаешь?» имелось ввиду, что читаешь художественную литературу. Как мы выяснили, более 70% ребят не испытывают потребности читать каждый день.Зато 89,6% читают ежедневно то, что задано учителем, тратя на это от 10 минут до 4-ёх часов на уроках и самоподготовке. Появился новый термин: «командное чтение», когда читаю не потому что хочу, а потому что от меня этого требуют. Сколько времени отводите на чтение в день? 10 минут 5 кадет 7,5% 30 минут 11 кадет 16,4% 1 – 2 часа 29 кадет 43,3% 2 – 4 часа 7 кадет 10,4% По-разному 8 кадет 11,9% Нисколько 7 кадет 10,4% Факторы, влияющие на выбор книги: Ваш любимый автор сейчас ЮношиА.С.Пушкин (28%), А.Т.Твардовский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Михалков, Драгунский.ДевушкиА.С.Пушкин (17,1%), М.Ю.Лермонтов, Дарья Донцова, Анна Малышева, сёстры Воробей. Фаворит списка Судя по опросу, Пушкин по-прежнему “наше всё”. Настораживает, правда, тот факт, что все перечисленные произведения ( «Дубровский», «Капитанская дочка», некоторые стихи) строго соответствуют школьной программе. Почему бы не прочитать что-то другое у того же Пушкина? Литературные предпочтенияЧто ты любишь читать? Люблю читать стихи, потому что легко читаются.Не знаю, что люблю читать, много читал.Люблю романы про любовь, в жизни такой любви нет, а в книге можно прочувствовать.Сказки и про животныхЛюблю добрые книжки.Ужастики нравятся. Часто ли пользуетесь библиотекой? юноши девушки Да 8 25% 20 57,1% Нет 17 53,2% 10 28,6% Редко 7 21,9% 5 14,3% Из первых уст: От Нины Дмитриевны я узнала, что радуют девушки, они приходят в библиотеку гораздо чаще, гораздо больше времени уделяют выбору книги. Интересуются небольшими по объёму подростковыми романами (литературой для девочек), стихами.Юноши, к сожалению, читают единицы, остальные, если обращаются, то за произведениями, которые задают по программе.Посещаемость библиотеки растёт только благодаря росту количества обучающихся. Хорошо известно, что читающий ребёнок растёт в читающей семье. Главным примером для каждого из нас являются наши родители.Ещё один вопрос «Ваши родители читают в свободное время?» заставил многих задуматься. Не редки были ответы «Не знаю», многие отметили, что чаще художественную литературу читают мамы, периодические издания (газеты, журналы) папы. Ваши родители читают в свободное время? Вам часто читали в детстве книжки? Более 90% учащихся дали ответ на этот вопрос положительный: «часто», «каждый вечер». Сами ответы позволяют усомниться в искренности анкетируемых. На вопрос «Любимая книга в детстве?» многие, около 50%, отвечают: «Не помню», «Такой нет».Фаворитами в списке оказались книги: «Колобок», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Волшебник Изумрудного города». Выводы: 1.Причиной малой читательской активности и отсутствия интереса к чтению учащихся является низкая культура, узость интересов и невыработанная потребность в чтении.2. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. На вопрос «Что вы предпочитаете: смотреть или читать?» более 80% ответили: «Смотреть».Для современного подростка важен визуальный ряд, быстроменяющиеся картинки, яркая сюжетная линия в произведении. Меняется сама модель чтения. Но это тема другого, более полного исследования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы изучили читательский интерес кадет 7-8-ых классов в возрасте 13-15лет и пришли к следующим выводам :Наша гипотеза, что «Современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение!Как следствие происходит постоянное снижение читательского интереса», подтвердилась. Однако, наряду с тем, что современному подростку, в силу ряда причин, приходится чаще обращаться к справочной литературе, художественная литература занимает определенное место в его жизни, будь это даже программные произведения, которые помогают развивать читательский вкус. Совет Ребята, многие из нас познают этот мир в интенсивно развивающейся медиасреде , но ничто не заменит общение с доброй книгой, которая помогает разобраться в огромном потоке информации , определиться в жизни, сделать , порой , правильный выбор , найти правильное решение.  Читайте книги, потому что книга учит видеть жизнь в её многообразии, учит любить жизнь, быть чутким и гибким, анализирующим и думающим. Читайте книги, чтобы потом найти такие книги, которые уже ваши дети назовут «любимыми». Приходите в библиотеку, где ваш ждут книги на любой вкус.   Наши выводы: Государству нужны читающие люди!!!Только от них оно может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, искусстве!!! Литература: Афанасьев В.Д. Библиотека и юный читатель", практическое пособие, М., издательство "книжная палата", 1987 г.Коршунова О.П. Библиография/под ред. - М.: Книга,2004.Чернышев Л.Г. // Библиотечное дело. - 2004.Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку чтения. – М.: СИРПП, 2001. Шелестова З.А. Чтение – превосходный профессор литературы. // Литература в школе, 1999, № 7.