Презентация по биологии на тему: Бактерии, их разнообразие и значение (11 класс)


Бактерии, их разнообразие и особенности Автор презентации: учитель биологии и химии МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара Юрина Александра Викторовна Бактерии относятся к прокариотам. Это самые простые, наиболее мелкие и широко распространенные организмы, которые существуют на земле более 2 млрд. летБактерии настолько отличаются от других живых организмов, что их выделяют в особое царство. Во всем мире не так уж много мест, лишенных бактерий. Они обитают в воде, почве, воздухе, внутри и на поверхности тел животных и растений. На дне самой глубокой в мире Марианской впадины, в центре Тихого океана, обнаружены 13 видов бактерий Были найдены в пробах грунта, которые осенью 2002 года взял в разломе Челленджера японский автоматический батискаф "Кайко", на глубине 10.900 метров Классификация бактерий Задание: Прочтите текст §24 (с. 135 – 136) и составьте схему классификации бактерий в тетради. (Отметьте устно основные особенности каждой группы) Царство ? ? Подцарство ? ? Особенности Преобладающее большинство – одноклеточные организмы Средние размеры – 0,5 – 3,0 мкм Имеются клетки – гиганты. Например, длина нитчатой серобактерии Beggiatoa gigantea достигает 3 мм при диаметре клетки до 55 мкм Самые мелкие – группа видов микоплазм размером 0,12 – 0,15 мкм Формы Задание: Рассмотрите в учебнике рисунок 47 «Формы клеток бактерий» на с. 137 и прочтите первый абзац сверху. В тетрадь выпишите выделяемые группы бактерий по форме клеток. Разнообразие форм клеток бактерий кокки (шаровидные) - одиночные диплококки (собраны по два) стрептококки (в виде цепочки) стафилококки (в виде виноградной грозди) сарцины (в виде плотных пачек) Разнообразие форм клеток бактерий бациллы (палочковидные) вибрионы (в виде запятой) спириллы (один или несколько правильных завитков) Строение бактериальной клетки Задание: Ознакомьтесь в учебнике на с. 138 с рисунком 48 и со схемой строения клетки бактерии. В таблицу «Строение бактериальной клетки» занесите в правый столбец отсутствующие в бактериальной клетке структуры, а в левый – имеющиеся из поверхностных структур (часть А) и цитоплазматических структур (часть В). Строение бактериальной клетки Отсутствуют Имеются Строение бактериальной клетки Строение бактериальной клетки Строение бактериальной клетки Отсутствуют Имеются Ядерная оболочка Капсид Митохондрии Жгутики и фимбрии ЭПС Клеточная стенка (муреин) Хлоропласты Нуклеотид Комплект Гольджи Рибосомы Центриоли Мезосомы (впячивания цитоплазматической мембраны) Строение бактериальной клетки 1. Клеточная стенка состоит из муреина и имеет поры, через которые может проходить вода и другие мелкие молекулы. 2. Плазматическая мембрана – полупроницаема, по структуре и функциям не отлича6ется от мембран эукариотических клеток. 3. Генетический материал бактерий представлен одиночной кольцевой молекулой ДНК. 4. В цитоплазме имеется до 20 тыс. мелких рибосом, отвечающих за сборку белковых молекул. 5. Запасные вещества бактериальной клетки – полисахариды (крахмал, гликоген), жиры, сера, полифосфаты. 6. Ядрышки у бактерий не обнаружены. Отсутствуют митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи и другие мембранные структуры. 7. Мезосомы По способу питания бактерии подразделяют на две группы ГЕТЕРОТРОФЫ(они не способны синтезировать органическое вещество, а питаются готовым) АВТОТРОФЫ(способны синтезировать органические вещества из неорганических) Гетеротрофы подразделяются на три группы САПРОФИТЫбактерии, которые питаются органическими веществами отмршихорганизмов(молочно-кислые бактерии, бактерии гниения) ПАРАЗИТЫБактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов(менингококки, гонококки) СИМБИОНТЫтесное сожительствобактерий с живыми организмами, приносящее пользудруг другу(клубеньковые бактерии на корнях бобовых) Бактерии по способу питания делят на две группы Анаэробные(разлагают органические вещества без участия кислорода) Аэробные (в процессе дыхания используют кислород для окисления органических вещества) Движение бактерий Органы движения - жгутики Расстояние за секунду – 20 – 60 мкм Самая быстродвигающаяся – холерный вибрион – 200 мкм/с Таксис – направленное передвижение в ответ на раздражители По отношению к температуре развития бактерии также весьма разнообразны: одни развиваются при широком диапазоне изменения температуры, другие - только при определенных температурах (низких, высоких или в узком диапазоне температур). РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее. Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы. РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что, например, простудное заболевание развивается меньше чем за день. Образование спор При неблагоприятных условиях (истощение питательного ресурса, недостаток углерода, азота или фосфора, повышение содержания О2 и т.д. многие бактерии переходят в состояние покоя. Некоторые виды переживают периоды засухи, жары или холода в форме спор. Образование спор Образование спор у бактерий - это не способ размножения, так как каждая клетка дает всего одну спору и общее количество особей при этом не возрастает. При образовании споры клетка ссыхается, округляется в пределах имеющейся клеточной стенки и выделяет новую толстую стенку внутри старой. Образование спор При благоприятных условиях (во влажных условиях ) спора прорастает. Образование спор Споры очень стойки: выдерживают длительное высушивание, кипячение в течение нескольких часов, сухое нагревание до 140oС. Некоторые споры выдерживают температуру -245oС. Стойки они и к действию ядовитых веществ, сохраняют жизнеспособность длительное время. Так, палочки сибирской язвы сохраняют жизнеспособность, оставаясь в виде спор в течение 30 лет. Выживание бактерий при высушивании Холерный вибрион до 2 днейЧумная палочка до 8 днейПалочка дифтерии до 30 днейПалочка тифа до 70 днейТуберкулезная палочка до 90 днейПалочка стафилококка до 90 дней Домашнее задание п. Читать. Выучить записи в тетради;Подготовить сообщение на тему: - «Болезнетворные бактерии»; - «Бактерии на службе человека»; - «Роль бактерий в биогеоценозах». Список используемой литературы: Пономарёва И.Н. Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 2013 г.http://yandex.ru/images/searchhttp://lppbio.ucoz.ru/publ/spravochnik/spravochnyj_material