Презентация по русскому языку на тему Работа с текстом при подготовке к ГИА


Подготовка учащихся 9 классов к итоговой аттестациипо русскому языку Учитель русского языка и литературы МКОУ «Ромашковская СОШ» Сабирова Л.Б. План работы1 шаг. Сопоставить содержание программ по русскому языку в 5-11 классах с содержанием контрольно-измерительных материалов ГИА.2 шаг. Продумать систему проверочных работ. (Задания для входного и итогового тестирования во всех классах составить в формате ГИА и ЕГЭ). 3 шаг. В 9 классе перейти от коллективной подготовки учащихся к индивидуальной. Материалы для подготовки к ГИА по русскому языкуСенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ГИА. 9 класс.Типовые задания Гостевой Ю.Н., Васильевых И. П., Егораевой Г.Т. Баронова М.М. Русский язык. Полный справочник для подготовки к ГИА.Диски с презентационным материалом Егораевой Г.Т. (http://www.examen.biz/shkolam_i_metodkabinetam)Открытый банк заданий ФИПИ.Ресурсы Интернет. Задания-помощники в КИМах ГИА Лексические явленияА2. Лексика и фразеология2.1 Лексическое значение слова2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы2.3 Фразеологические оборотыА3. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, сравнение и т.д.).В1. 2.4 Группы слов по происхождению и употреблению 2.5 Лексический анализГрамматические явленияВ2 Грамматика. Синтаксис 5.1 СловосочетаниеВ3. 5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложенияВ4, В5 5.7 Осложненное простое предложениеВ7,В8 5.13 Синтаксический анализ сложного предложенияВ9 5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языкуСенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ГИА. 9 класс.Типовые задания Гостевой Ю.Н., Васильевых И. П., Егораевой Г.Т. Баронова М.М. Русский язык. Полный справочник для подготовки к ГИА.Диски с презентационным материалом Егораевой Г.Т. (http://www.examen.biz/shkolam_i_metodkabinetam)Открытый банк заданий ФИПИ.Ресурсы Интернет. Методика работы над изложениемЦель. Выработать у учащихся следующие умения: - умение различать в тексте главную и второстепенную информации и извлекать главную; - умение лаконично передать извлечённую информацию, построив собственный текст. Методика работы над изложениемВыполнение упражнений на сжатие текста.Использование мини – изложений. Упражнения на сжатие текста  Пример 1. Исключение второстепенной информации. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой. (32 слова) Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, то спор его пустой. (19 слов) Упражнения на сжатие текста   Пример 2. Замена сложноподчинённого предложения простым. Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. (10 слов) Глупо спорить без аргументации. (4 слова) Упражнения на сжатие текста   Пример 3. Замена однородных членов обобщающим наименованием.Красота русских бескрайних степей, бирюзовых морей и рек, величественных гор, бездонного неба завораживает художников, поэтов, писателей и отражается в произведениях искусства.(21 слов)Красота русского пейзажа завораживает мастеров искусства и отражается в произведениях.(11 слов) Методика работы над тестовыми заданиями Тестовые задания второй части А 1- А7А1, 2. Научить внимательно читать задания и текст, извлекать основную информацию, думать над лексическим значением слова.А3. Повторить с учащимися лингвистические термины по словарю – справочнику (можно устроить зачёт), тренировать по художественным текстам.А4. Дать памятку по фонетике, тренировать по КИМам.А5 – А7. Повторить правила , используя алгоритмы, тренировать по КИМам. Методика работы над тестовыми заданиями Памятка по фонетике (задание А 4)Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят 1) в начале слова: яма - [й ,а м а]; 2) после гласной: поёт - [п а й ,о т]; 3) после Ъ, Ь: льют - [л ,й ,у т].Не забудь о фонетических процессах: 1) озвончение глухого согласного перед звонким: сбежать - [з б,и ж а т,]; 2) оглушение звонкого согласного перед глухим или на конце слов: сад - [с а т]; 3) смягчение твёрдого согласного перед мягким: гвозди - [г в о з , д ,]; 4) замена двух согласных звуков одним долгим: вожжи - [вожи]. Методика работы над тестовыми заданиями Тестовые задания второй части В1 – В9 Использование дидактического материала на основе произведений современных писателей. Составление с учащимися типовых заданий (интеграция уроков русского языка и литературы). Тестовые задания второй части В1 – В9 Отрывок из рассказа Б.Екимова «Степная балка». Текст (прилагается) Задания по тексту в формате ГИА  В1.Замените книжное слово «источая» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. В2.Замените словосочетание «полуденная тишь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.  В3. Выпишите грамматическую основу второй части сложного предложения 17. В4. Среди предложений 10 - 21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Полуденная тишь, (1) казалось, (2) потревоженная моим прибытием, (3) снова сомкнулась, (4) словно тихая вода: (5) поплескались волнешки и успокоились.  В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.  В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Вспоминают, (1) что раньше, (2) когда в ручной сенокос неделями жили в шалашах, (3) на покосе, (4) то самые красивые дети рождались в марте, (5) через девять месяцев после косьбы.  В8. Среди предложений 3 - 9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. В9. Среди предложений 23 - 31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Методика работы над сочинениемЦель. Выработать у учащихся следующие умения: - умение отбирать для анализа языковые явления; - умение аргументировать теоретический тезис; - умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам. Методика работы над сочинениемРабота над структурой сочинения 1 абз. Выдвигаю тезис (цитата). Рассуждаю о смысле высказывания. 2 абз. Привожу пример 1 явления, укажу его роль. 3 абз. Привожу пример 2 явления, укажу его роль. 4 абз. Делаю вывод (вернусь к тезису). (Можно объединить 2+3 абз. Всего - не менее 3 абз.) Методика работы над сочинениемРабота над клишеИзвестный писатель (лингвист, публицист, учёный) утверждает …Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №…В качестве примера можно привести предложение … текста. В нём…В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения…, иллюстрирующий (указать, какое) явление.Рассмотрим предложение…. В нём использовано такое (указать, какое) явление, как … Проиллюстрировать это (указать, какое) явление можно на примере предложения …текста.В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения…, в котором автор использует такое (указать, какое) явление, как … Итак, мы доказали, что…В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты) Методика работы над сочинениемСредства связи, указывающие на- последовательность развития мысли( вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак…);- причинно – следственные отношения(следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же…);- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…; рассмотрим; остановимся на…; рассмотрев, перейдем к…: необходимо остановиться на…; необходимо рассмотреть…);-итоги, выводы (итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…). Методика работы над сочинениемРабота над лингвистическими явлениямиПовторение о роли языковых явлений по словарю –справочнику.Сбор материала к сочинениям.Работа с текстами. Нахождение языковых явлений. Методика работы над сочинениемРабота над лингвистическими явлениями Сбор материала по высказыванию русского писателя и поэта В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». 1. Запись в словарик . Эпитеты направлены на - усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, выделение их наиболее существенных признаков.  Эпитеты могут - уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество); - передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. 2. Подбор примеров из текста. 3. Составление предложений с указанием роли данного средства.    Методика работы над сочинениемСобирание материала по текстам (интеграция уроков русского языка и литературы) устно.Составление текста сочинения письменно в классе.Заслушивание и коллективный анализ сочинений , выставление баллов. Лучшие работы зачитываются на родительском собрании.