Презентация по литературе Разум и чувства.Итоговое сочинение — 2016 год. 10- 11 класс


Тематическое направление«Разум и чувства» Универсальное вступлениеЧувства – это наша реакция на события внешнего мира, наши внутренние установки. Нравится или не нравится, восхищает или оставляет равнодушным, вызывает страх или  уверенность. Разум же - это способность открывать и познавать законы мира. Александр Евгеньевич ГаврюшкинНет чувств без разума, и разума без чувств.Как много здесь цветов, тонов, оттенков.«Я Вас люблю» - срывается из уст,А разум с чувствами идут стена на стенку.Они враги, друзья, антитела?Что их роднит, и что их различает?Для разума важней всего дела,А чувства о любви лишь помышляют…Когда они едины – это взрыв.Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,А, если врозь - болезненный нарыв,Который, воспаляясь, жить мешает.Все знания без чувств, увы, мертвы.На знаниях нам счастье не построить.Что толку в том, что так разумны мы?Наш разум без любви, так мало стоит!Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,А разум говорит: «На самом делеОшибку совершаешь, не спеши!Немного подожди, хотя б неделю…»Так что главней? Всевышний, подскажи…Возможно разум, чудеса творящий,Иль наши чувства, ведь без них, увы,Любви мы не познаем настоящей?Нет чувств без разума и разума без чувств.Цвет белый помогает видеть чёрный .Мир без любви, так неуютно пуст,В нём одинок наш разум непокорный. Возможные тезисы«ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.(Очень часто возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие. Иногда, помогая кому-то, приходится нарушать правила, действовать вопреки своим интересам. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.) или АргументыМногие писатели обращались к теме милосердия. Так, в рассказе Валентина Петровича Распутина «Уроки французского» рассказывается об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика (игра на деньги)….В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Юшка» главный герой, именем которого назван рассказ, тоже живёт больше чувствами, нежели руководствуется разумом (почти все заработанные на кузнице деньги – сироте. А сам…) Возможные тезисы2. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.(Иногда случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида, зависть. Охваченный ими, он совершает достойные осуждения поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же таких действий могут быть трагическими) АргументыОбратимся к рассказу Анны Масс «Ловушка», в котором описывается поступок девочки Валентины. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку:…Рассказ позволяет задуматься над тем, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, так как они могут спровоцировать жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть. Анна Владимировна Масс (1935 г.р) - детская писательница. Анна Масс побывала в разных местах нашей страны, накопила много жизненных наблюдений, ей есть чем поделиться с ребятами. Её герои ходят в походы, помогают родителям, учатся в школе, много читают, делают уроки, исправляют плохие оценки, влюбляются, ревнуют, ссорятся… Чаще всего повествование идёт от лица девочки-подростка, переживающей пору взросления, становления личности. Возможные аргументы3. РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.(Всегда ли человек должен прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. К сожалению, иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям) АргументыОбратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело больным, сразу после приёма врача пришел в аптеку…Прочитав эту короткую историю, мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру. Порой они имеют весьма трагические последствия. Аргументы А в рассказе А.П. Чехова «О любви» мы знакомимся с грустной историей взаимоотношений главных героев… …. Любовь не может руководствоваться никакими правилами, однако Алёхин и Анна Луганович поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, запирают любовь в футляр, и оба глубоко несчастныПовесть Альберта Лиханова «Лабиринт».(Уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка) Возможные тезисы4. РАЗУМ И ЧУВСТВА .ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА(Чувства или разум? Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, в которых нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации) АргументыРоман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Трагедия судьбы пушкинской героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию ( Эпизоды встречи Татьяны с Онегиным после замужества))Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (любовь Андрия к прекрасной полячке) Возможные тезисы5. «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СУМЕТЬ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.(Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», например, сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные - нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума) АргументыТак, в рассказе Анны Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке, Ане Горчаковой, которая сумела выдержать непростое испытание…Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи. Домашнее задание ( ко вторнику)Используя первый тезис, написать сочинение на тему«Всегда ли совпадают разумное и нравственное?»